Конспект НОД в старшей группе на тему «Смена дня и ночи»
Автор: Лайкова Тамара Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МА ДОУ «Детский сад № 4» г. Соликамск Пермского края
Описание материала: предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) по теме «Смена дня и ночи». Данный материал будет способствовать развитию интереса дошкольников старшего возраста к явлениям Солнечной системы.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Цель: расширение представлений о Солнечной системе
Программные задачи:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток,
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.
Материал: 2 глобуса, фонарик, настольная лампа, фильмоскоп, юла, игра «Планеты», карточки с заданиями.
Методические приемы: работа с познавательной литературой, со схемой, экспериментирование в подгруппе, вопросы на активизацию знаний, подведение итога.
Ход НОД:
Воспитатель обращается к детям:
- А знаете ли вы? А знаете ли что? А знаете ли вы, что такое наука астрономия, и что изучает эта наука?
- Не знаете? А хотите узнать? Тогда присаживайтесь!
(дети садятся полукругом)
Как и где мы можем об этом узнать?
(из энциклопедий, у взрослых, по телевидению и т.д.)
Воспитатель: «Астрономия - это наука, которая изучает явления и законы, которые происходят в космосе»-Что же можно изучать в космосе?
(ответы детей)
- Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей.
- О чем бы вам хотелось спросить?
(высказывания детей)
Воспитатель:
- Я бы спросила, какая самая яркая звезда на небосклоне? А вы как считаете?
(дети рассуждают, приходят к выводу, что эта звезда-солнце)-Что вы знаете о солнце?
- Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете?
- Представьте себе, что не стало солнца, что тогда?
- Есть ли в космосе другие планеты?
- Как называется все, что находится в космосе?
(Воспитатель обращает внимание детей на полочку «Умных книг» и предлагает открыть те страницы, где есть закладки.
Дети рассматривают познавательную литературу, отмечают созвездия, кометы, планеты, млечный путь и т.д.)- Какая планета известна нам больше, чем другие?
(земля)-Что вы о ней знаете? Что находится на планете Земля?
(физкультминутка, повторяется 2-3 раза)
А теперь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1-2-3-4!
Вот летит ракета ввысь!
( Воспитатель преднамеренно рассыпает модели планет и предлагает разместить их на космической карте.
Игра «Найди орбиту»)
Воспитатель:
- Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь?
А вы знаете, как происходит смена дня и ночи?
(Экспериментирование на специально подготовленном оборудовании)
Воспитатель: - Чем могут служить осветительные приборы: лампа, фонарик, фильмоскоп?
(солнцем) Глобусы? Мячик?
(планетой Земля)
(Дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца». Воспитатель напоминает, что «Земля» вращается вокруг своей оси. После экспериментирования дети делают вывод)
Вывод!
Земля, как юла. Она вращается, но не останавливается. Мы – жители-земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели.
- Может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон?
(нет) Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, то наступает день. Если отворачивается, наступает ночь. И так происходит постоянно.
(Загадка)
Друг за другом чередой
Тихо ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот-
Спать немедленно зовет.
- Что за братец? А кто сестра?
(Ответы детей)
(Воспитатель предлагает карточки с заданием: необходимо заштриховать ту часть земли, где ночь, и раскрасить желтым цветом, где день.)-Что происходит, когда Земля поворачивается к солнцу?
- Может ли солнце осветить Землю со всех сторон?
Воспитатель собирает детей: - Идите ко мне, мои юные астрономы!
Анализ занятия:
- О чем вы сегодня узнали?
- Где это вам пригодится?
- О чем еще хотели бы узнать?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе. Разноцветные лошадки
Конспект НОД в старшей группе по теме «Путешествие на весеннюю лужайку»
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему: Пещерные люди
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе