Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе
“Разноцветные лошадки”
Цели и задачи.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, народными традициями.
Расширять представление детей о народных игрушках.
Учить детей различать особенности, характерные для игрушек различных промыслов. Учить расписывать глиняные игрушки дымковскими и филимоновскими узорами, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Материал. Дымковские и филимоновские игрушки. Глиняные лошадки. Гуашь, кисти, тычки.
Предварительная работа.
1. Знакомство с дымковскими игрушками. Рассказ воспитатель об истории промысла. Рисование дымковских узоров. Роспись бумажных силуэтов. Лепка игрушек из глины.
2. Знакомство с филимоновскими игрушками. Рассказ воспитателя об истории промысла. Рисование филимоновских узоров. Роспись бумажных силуэтов. Лепка игрушек из глины.
3. Разучивание потешек и стихов.
Ход НОД./ Дети входят в зал стилизованный под русскую избу./
Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чуда-люди – мастера!
(демонстрирует дымковские игрушки)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкой своей.
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радости,
От капельки росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра сурика,
Чтоб всем светло, не сумрачно
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого труда
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!
-Знакомы вам эти игрушки?
Кого вы узнали? Какие краски используют мастера?
Дети: …
Хозяюшка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Хозяюшка: Молодцы ребята! Как я погляжу, знаниями вы богаты!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Вот их сколько, и от каждой не возможно глаз отвести.
А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свирестеть умеют!
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
А на этих игрушках, какие узоры нарисовали мастера?
Дети: ….
Хозяюшка: А вы знаете, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав? И я предлагаю вам поиграть, прокатится на веселой карусели.
Физкультминутка. Подвижная игра ‘Карусель’.
Хозяюшка: А еще русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покравителей. Конь в славянском фольклоре – символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
Конь бежит – вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка ничком лежит.
Воспитатель: Милая хозяюшка, очень красивые у тебя игрушки. Но вот, смотрю, на столах здесь стоят и не расписанные игрушки.
Хозяюшка: Это я игрушки на ярмарку делаю. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель: Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Правда, ребята?
Хозяюшка: Хорошо маленькие мастера, принимайтесь за работу. Как на Руси говорят – делу время, а потехе час.
Пальчиковая гимнастика «Маленькие художники»
/Начинается работа. Воспитатель помогает детям советом, словесной подсказкой./
Выставка детских работ.
По окончании работы воспитатель обращает внимание детей на разнообразие игрушек, предлагает представить свою игрушку и прочитать потешку или стихотворение.
Хозяюшка:
Спасибо! Весь товар у вас на славу,
Потрудились вы не зря
Приглашаю всех на чай я
С пряниками, с сушками
С пышными ватрушками.
Воспитатель: Спасибо! Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня узнали много нового о народных игрушках, и вы показали свои знания – молодцы! Но нам бы хотелось, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект НОД в старшей группе «Смена дня и ночи»
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект НОД в старшей группе по теме «Путешествие на весеннюю лужайку»
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему: Пещерные люди
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе