Кукольный театр детям
Обобщение педагогического опыта работы по теме «Кукольный театр – одно из направлений социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними»
Автор: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Татарск
Данная работа может быть интересна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, тем, кто увлечен кукольным театром или хочет его организовать.
Цель: обобщение и распространение педагогического опыта.
Одним из направлений реабилитационной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации является театральная деятельность. Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций организма детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию выполняет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально-комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.
Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей.
Театральная деятельность ориентирована на: всестороннее развитие и воспитание каждого ребенка; реабилитацию, коррекцию; нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации; приобщение их к общечеловеческим ценностям.
Занимаясь с воспитанниками декоративно-прикладным творчеством, мы изготавливали кукол. И часто я наблюдала за тем, как многие подростки, беря в руки куклу, пытаются заставить ее «говорить», пытаются оживить ее, разыграть мини-сценку. Эти наблюдения подтолкнули меня на создание своего кукольного театра.
Работа по созданию театра проходила в несколько этапов. На первом этапе работы, с целью повышения своей компетентности по данному направлению, мною были изучены и проанализированы литературные источники по театрализованному развитию детей школьного возраста, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного. Для повышения своих теоретических знаний в этой области, я познакомилась с некоторыми программами по организации театральной деятельности. Проделанная в данном направлении работа, позволила мне составить свою коррекционно-развивающую программу «Карусель».
Второй этап работы над созданием кукольного театра включал в себя создание необходимой материально-технической базы, при отсутствии которой невозможно осуществлять театральную деятельность. Была изготовлена мобильная ширма, закуплен необходимый материал для изготовления кукол-перчаток, сменных декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы и т.д.), заготовлены необходимые выкройки будущих персонажей кукольного театра, подготовлен различный постановочный и дидактический материал, методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению, специальная литература по изготовлению кукол и декораций, музыкальное сопровождение для постановок.
Когда была полностью подготовлена материально – техническая база я приступила к реализации коррекционной – воспитательной программы «Карусель».
Цель программы: развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников посредством кукольного театра, приобретение нового социального опыта.
Данную цель реализую через решение следующих задач:
1.Создание условий для творческого, интеллектуального и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр.
2.Знакомство воспитанников с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
3.Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами.
4.Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга.
Коррекционно-воспитательная программа состоит из двух уровней:
1. Подготовительный.
2. Театрально - постановочный.
На подготовительном уровне воспитанники знакомятся с различными видами театра, с историей возникновения театра, с профессиями людей занятых в театре, с театральной терминологией. Происходит знакомство с миром театра.
Театрально-постановочный уровень состоит из нескольких направлений. Первое направление – знакомство с постановочным материалом. На этом этапе воспитанники не только обращаются к его сюжету, но и обсуждают особенности персонажей, кто является положительным героем, кто отрицательным и почему, как они должны выглядеть, какая походка, характер, как разговаривают, чем и как проявляется характер, в чем заключена мораль сказки. Происходит не только знакомство с сюжетом сказки, но и анализ материала, с которым предстоит творческая работа. Для меня этот этап значителен, так как позволяет определить уровень эмоционального отклика воспитанников на литературный текст, его способность к художественному произведению. Пьесы подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При выборе произведения для постановки исхожу из того, что произведение или сказка должны иметь нравственную направленность и быть понятны воспитанникам. Стараюсь, чтобы они были увлекательными, развивали фантазию ребенка, способствовали формированию положительных черт характера. Чтобы чаще в спектакле показывалось, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и т.д., чтобы герои, которых играют дети, стали образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Так как в группе воспитанники имеют самый разный уровень развития и подготовки, поэтому я стараюсь подобрать постановку, которая будет легка для запоминания и не большую по объему. Чаще всего в своей работе использую русские народные сказки в обработке Олеси Емельяновой. Русские народные сказки переложены автором на стихи, воспитанникам они очень нравятся, они легки для запоминания и постановки.
Второе направление – распределение ролей и работа над их освоением. Роли распределяются между детьми чаще всего самостоятельно, подросток сам анализирует свои способности, сопоставляет характер выбранного героя со своим, подбирает выразительность речи для точной передачи характера своего персонажа – идет аналитическая деятельность. Провожу работу над выразительностью речи. В случае нахождения актера за ширмой, его речь является ярким важнейшим фактором в игре куклы. Любой актер должен иметь чистую и правильную, плавную и красивую речь.
Для развития всех этих качеств я провожу специальные занятия: дыхательная и артикуляционная гимнастика, работа над скороговорками, развивающие игры, упражнения и тренинги, работа над текстом, работа над выразительностью речи. Эти задания предлагаю в начале каждого занятия с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения, зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. В результате такой работы у воспитанников развивается словарный запас, а также двигательная функция артикуляционного аппарата. Для тренировки воображения провожу и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, быстро, тихо, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. В процессе таких занятий активизируется словарь воспитанников, закрепляется правильное произношение звуков, дети учатся пользоваться прямой и косвенной речью, совершенствуется интонационная выразительность речи, развивается память, мышление, внимание.
Занятия провожу в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до розыгрывания роли. Таким образом, каждый воспитанник постепенно поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился. При планировании работы придерживаюсь принципа взаимосвязи развития творческих и познавательных способностей воспитанников. Реализация данного принципа позволяет проводить коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления подростков наряду с развитием их творческих способностей.
Большую роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Этюды позволяют воспитанникам в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над развитием речи, характерами героев, выступление перед зрителями и др.) способствуют развитию словарного запаса, фонетико- фонематического восприятия, внимания, мышления, воображения подростков. Занятия проводятся таким образом, чтобы воспитанники имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление. На каждом занятии создаю эмоционально-комфортную среду через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с воспитанниками в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- устранения причин эмоционального дискомфорта ребенка на занятии;
-насыщение занятия эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Опора на данные принципы позволяет достигать максимально возможного результата обучения и воспитания подростков, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.
На протяжении всего периода занятий дети учатся свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми. Даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что способствует самоутверждению и самосовершенствованию каждого воспитанника. В этот период у детей закрепляется позиция «артист», умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Воспитанники учатся радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. В это время я уделяю внимание коррекции отдельных черт характера ребенка (застенчивость, жадность, грубость, невежество) и воспитанию таких положительных качеств личности, как смелость, доброта, забота, желание помочь.
Каждое занятие, построенное на согласовании коллективных действий, способствует сплочению детского «переменного» коллектива. Во время занятий в кукольном театре подросток всегда защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность, во-вторых, защищен перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной фигурой или личностью, способной взять на себя его проблемы, что способствует самовыражению и самопознанию. Одевая на руку куклу, воспитанник «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Во время проведения репетиций, в процессе работы над образом своего персонажа, постепенно, в процессе творческого переживания и перевоплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоления страхов. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на раскрепощение воспитанника, вовлечение в действие, активизирует при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации воспитанников, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.
Занятия проходят в непринужденной атмосфере, которая создает условия для раскрытия всех задействованных в постановке детей, даже тех, которые неактивны, стеснительны, создается ситуация успешности для каждого. На этапе активного освоения театрализованной деятельности я обучаю воспитанников навыкам общения и коллективного творчества, умению уступать и договариваться, формирую чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок.
При показе спектаклей кукольного театра применяю и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Музыкальное сопровождение подбираю тщательно, так как оно усиливает эмоциональное восприятие спектакля. Выбор песен, музыки определяю содержанием спектакля. Ведь звучание музыки за ширмой всегда соответствует действию, происходящему на ширме. Широко в своей работе использую «Музыкальные сказки» Железновых, сборники для спектаклей с театральными шумами, диски с детскими песнями. Использование музыки обусловлено еще и тем, что она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, подчеркивает ритмичность движений кукол, их настроение, но в то же время слежу за тем, чтобы музыкальные и шумовые эффекты не мешали рассказчику и кукловодам. Каждый спектакль начинается с музыки. Это незаметно помогает воспитанникам переключиться на восприятие спектакля, создать атмосферу ожидания.
На следующем направлении работы осуществляю совместную подготовку кукол и декораций. Эта работа способствует сплочению коллектива в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего дела. Дети овладевают умениями шитья, основами рисования, получают практические навыки, которые всегда пригодятся в их дальнейшей жизни. Работа на таких занятиях связана со многими видами детской деятельности. Для того чтобы поставить и показать сказку, воспитанникам необходимы куклы, которых они создают сами. Изготавливая куклу, подростки учатся концентрировать внимание и творить, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества. Если куклы для спектакля уже имеются, то продумываем их наряды, при необходимости производится ремонт кукол. При данной работе у воспитанников развивается усидчивость, внимание.
Четвертый – заключительный этап – демонстрация спектакля. Спектакль – важнейший аккорд в работе, ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но, что самое главное, это признание его личности – значит, он нравится, он нужен вам, а значит, он счастлив. Воспитанники учатся свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед зрителями, быть уверенными в себе, чувствовать и понимать друг друга. Стараюсь не только научить детей быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.
Правильно построенная работа на протяжении всего времени реализации программы, использование разнообразных форм, методов и видов деятельности позволяют сделать вывод, что данная работа дает положительные результаты.
Воспитанники не теряют свободного времени зря, их досуг содержателен и интересен. Подростки регулярно выступают перед воспитанниками младших групп, бывают со спектаклями у ребят в детском саду, принимают участие в концертной деятельности внутри учреждения.
Участники кукольного театра имеют возможность бывать на представлениях в Омском государственном театре кукол «Арлекин», бывают с экскурсиями в музее кукол данного театра.
Кукольно – театральная деятельность накладывает отпечаток на их поведение. У воспитанников улучшается дикция, они более уверенно чувствуют себя перед большой аудиторией, становятся творчески активными, жизнерадостными, целеустремленными – это далеко не полный перечень положительных качеств, которые начинают формироваться у ребят благодаря занятиям кукольным театром.
Занимаясь с подростками кукольным театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества.
Кукольный театр – это увлекательный и доступный вид деятельности с воспитанниками, оптимальная возможность коррекции поведения, социализации, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс
Давайте познакомимся
Пьеса «Дюймовочка» по мотивам одноименной сказки Андерсена
Пьеса для кукольного театра. Сценарий
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ