Проект урока по русскому языку в 7 классе «Особенности художественного стиля речи»
Цель урока: дать общую характеристику художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста по миниатюрам А.Н.Тумбасова.
Задачи урока
Предметные:
• расширить и углубить представление о художественном стиле речи; формировать умение отличать его от других стилей речи;
• формировать навыки комплексного анализа текста.
Личностные:
• развивать познавательные способности учащихся, максимально раскрыть индивидуальности ребенка при написании миниатюр.
Воспитательные:
• развивать кругозор учащихся, умение видеть взаимосвязь между видами искусства;
• воспитывать любознательность к ассоциационному пространству;
• продолжить работу над культурным, грамотным
построением речи.
Ход урока
1.Слово учителя об А.Н.Тумбасове:
- А.Н.Тумбасов – заслуженный художник России, замечательный журналист. Его очерки и рисунки часто появлялись на страницах пермских газет «Звезда», «Вечерняя Пермь», в журналах «Урал», «Уральский следопыт».
- А что вы знаете об этом человеке? (Ответы учащихся)
- География странствий художника огромна. Он побывал на Дальнем Востоке, на Таймыре. Везде его верными спутниками были альбом, карандаши, фломастеры. Но А.Н.Тумбасов обладал и даром слова: он очень точно и ярко передавал в своих работах все то, что «подсказывает природа». В Перми открыли мемориальную доску на здании мастерской акварелиста и художника Анатолия Тумбасова. Анатолий Тумбасов – участник Великой Отечественной войны, заслуженный художник России, почетный гражданин Перми, член Союза художников и Союза журналистов России. Кроме картин, он написал несколько книг, которые сам де проиллюстрировал, среди них – «Кама выходит из берегов», «Смелый гриб», «Эхо камня говорливого», «В разливах рек – моря», «Дрема луговая» и других. Открытие мемориальной доски на улице Крупской, 32 было приурочено к юбилею Тумбасова: 21 марта ему исполнилось бы 90 лет. Автор доски – председатель Пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов.
- Вспомните рисунки и рассказы А.Н.Тумбасова. (Учащиеся называют знакомые миниатюры: «Удивление», «Время лететь», «Вокруг нас», рассказы «Капель», «Весна», «Синие тени», «Зайчик»).
- Предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку слова А.Н.Тумбасова из книги «Шмель на этюднике»:
В любое время года- весной, летом, осенью,
зимой ли – всегда беру с собой альбом и , наблюдая,
зарисовываю все интересное, что встречается в природе.
А художнику должно быть все интересно!
2. Анализ словосочетаний из произведений А.Н.Тумбасова «Кто первый», «Зайчик», «Капель», «Синие тени».( Записываем словосочетания и объясняем орфограммы и пунктограммы).
Согретая солнцем макушка, печатая следы-проталины, золотые и синие полосы, подтаявший на солнце снег, колючий морозец, снеговая колыбель, празднуя свое пробуждение, замирающие тени на снегу, в белых капюшонах, словно мягкой кошачьей лапой, перешагнула через сугробище, как невидимой ниточке.
3.Беседа
- Какие художественные средства встретились в словосочетаниях? Приведите примеры и докажите, почему вы так считаете.
- Какие картины вы представили благодаря этим средствам выразительности?
- В каком стиле используются эти средства языка?
- Какова главная цель этого стиля?
- Какие жанры художественного стиля вы знаете?
4.Объявление темы и постановки задач урока.
- Итак, тема нашего урока: «Особенности художественного стиля речи. На примере произведений А.Н.Тумбасова мы постараемся расширить представление об особенностях художественного стиля.
5.Работа в группах.
- Давайте обратимся к его миниатюрам «Капель» (1,2 группы) и «Синие тени» (3,4 группы). Проанализируйте миниатюры по алгоритму:
1. Тема.
2. Основная мысль.
3. Тип речи.
4. Тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).
5. Звукопись.
6. Словообразование.
7. Синтаксис.
- Докажите, что в этих миниатюрах представлен художественный стиль.
( Учащиеся оформляют записи в тетрадях, после чего одна группа выступает с ответом, а другая дополняет ее.)
Синие тени.
Ясным зимним утром, пока солнце выбивается из стылой дымки, мороз крепчает. Земля в этот час голубень-голубая- холодом окрашен снег.
А как солнышко разбросает теплые лучи, холодные краски сползут в лога. На всем земном будет с одного боку солнышко, а с другого – синие тени. На крышах , на стогах – солнышко и тени. Меж деревьев в лесу перемежаются золотые и синие полосы. А в свежем воздухе колючий морозец.
Но снега зарумянились, а тени синие и небо синее – март!
Капель.
Взойдет солнышко, и на кончике сосульки будто оживает капелька. Оживает и закрутится , как на невидимой ниточке. Покружится, покрутится да и … плюх!
Упала первая капелька в снег.
За ней мягко плюхнулась вторая. А третья уже со звоном – плик! И началось: плюх-плих, плюх- плик!..
Теперь весь снег капелька по капельке перейдет с крыши на землю.
Весна начинается с капели.
Плюх-плик- кропят капельки на снег.
Но зима не сдается. Солнышко греет, ветер студит – и сосульки растут в длину. А из последней капельки вечером мороз делает острие. Она вспыхивает искоркой, отражая багровую зарю, и на застынет на кончике сосульки.
Этой камельке и начинать новый день весны.
6.Творческая работа.
- Составьте 3-4 миниатюры-ассоциации по ключевым словам.
( Учащиеся работают под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», затем выразительно читают получившиеся миниатюры.)
Капель.
Капель будто маленькие птички, которые трезвонят о приходе весны.
Проталины. Проталины как веснушки на весеннем лице.
Сугробы. Сугробы, как мороженое, тают очень быстро.
Весна.Добрая фея, которая борется со злом. Облака. Облака, словно занавес, расступается перед весенним солнцем.
Синие тени. Весной на снегу от людей появляются синие тени, которые словно признаки ходят за вами.
Солнышко. Весеннее солнышко, как девица, пробудившаяся от долгого сна.
- Какие художественные средства вы использовали при выполнении творческой работы?
7.Подведение итогов.
Обсуждение эпиграфа. В конце урока ученица Анастасия К. читает свое стихотворение, посвященное А.Н.Тумбасову.
Лампада догорает в доме темном,
В лачужке, на холсте, чуть затененном,
Ложится ровно за мазком мазок.
Скажи, друг милый, что изображаешь?
Могу я не понять сюжета твоего.
Полет листка, лик муравья рождаешь?
Вдруг получается картина у него!
Рассказы, очерки, стихи ты пишешь.
И многие сумели оценить,
Как по-особому природу слышишь,
Как учишь жизни каждый миг любить.
Но белое крыло тебя уносит в вечность,
В безоблачное царство синевы.
Запомним твой талант и человечность,
И многим о тебе расскажем мы.
8.Домашнее задание( по выбору):
1.Прочитать 2-3 миниатюры, выписать признаки художественного стиля.
2.Составить синквейн по миниатюрам.
3. Мини – сочинение: « Мир природы в миниатюрах А.Н.Тумбасова», « Моя встреча с А.Н.Тумбасовым состоялась»
( на выбор).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами