Музыкальная НОД по слушанию музыки в старшей группе "Магазин игрушек". Конспект
Автор: Валитова Лариса Владимировна
Описание: конспект данного занятия может быть полезен музыкальным руководителям ДОУ
Цель: привитие интереса к слушанию классической музыки
Задачи:
- познакомить детей с произведениями советских композиторов;
- расширить представление о средствах выразительности в музыке;
- формировать музыкальный слух детей.
Ход занятия
Под музыку "Марш" Д. Шостаковича дети входят в зал и располагаются по кругу.
Педагог. Сегодня с вами отправимся в магазин игрушек. А на чем мы поедем?...
Исполняется пьеса Шумана "Смелый наездник". Дети выполняют прямой галоп, затем называют произведение. Если затрудняются, педагог задает наводящие вопросы.
Педагог. Вот мы и на месте. Посмотрите, сколько игрушек! (
обращает внимание на столик с игрушками - лошадка, солдатики, кукла, парень с гармошкой). Вот лошадка из нашей первой пьесы. Давайте с ними поздороваемся.
Исполняется песенка-распевка.
Доброе утро, здравствуйте! Добрый день и вечер!
Говорю друзьям своим я при каждой встрече.
Педагог. Еще раз послушайте музыку, под которую вы вошли в зал.
Исполняется "Марш". Определите пожалуйста, что это: песня, танец или марш?...
Ответы детей. Марши, как вы знаете, бывают разные – для солдат, для детей, для игрушек (
обращает внимание на игрушечных солдатиков). Как вы думаете, для кого этот марш?...
Ответы детей. Давайте еще раз закрепим наши знания с помощью музыкальной
игры "Чей марш".
Трое детей держат картинки с изображениями детей, солдат и игрушечных солдатиков. Педагог исполняет "Марш" Шостаковича, "Походный марш" Кабалевского, "Марш деревянных солдатиков" Чайковского. Дети определяют, чей марш.
Педагог. А как вы определили это?...
Ответы детей. Да, правильно. Музыка каждого марша разная по характеру. Если "Походный марш" звучит громко, отчетливо, то "Марш деревянных солдатиков" исполняется тише, легче. А марш для детей звучит спокойно, размеренно при средней громкости. А сколько частей в этом марше? Сколько раз характер музыки меняется?
Ответы детей. Попробуйте сейчас изобразить и показать, как шагают солдаты, дети и игрушечные солдатики.
Дети определяют и показывают, чей звучит марш. Шагают четко, поднимая прямые ноги на солдатский марш, на носочках - марш для игрушек, и, поднимая колени - детский марш.
Педагог. Сейчас мы послушаем следующее произведение . Композитор
Свиридов «Колыбельная» (
исполнение). Какие чувства и настроения переданы в этой музыке?..
Ответы детей. Правильно, спокойные, ласковые, нежные. Что это: песня, танец или марш?...
Ответы детей. С помощью цвета покажем настроение. Когда музыка светлая и ласковая, то вы поднимете карточку розового цвета, когда – тревожная и сумрачная, то карточку серого цвета.
Дети играют в дидактическую игру "Какого цвета музыка". Сколько получилось частей в музыке?..
Ответы детей.
При повторном исполнении детям раздают музыкальные инструменты, которые на них играют: на первую часть - на треугольниках, на вторую - на погремушках.
Педагог. С помощью "Колыбельной" мамы укладывают детишек спать. А мы с вами будем укачивать нашу куклу Катю.
Ритмическое упражнение.Дети на каждую фразу музыки укачивают куклу , передавая ее по кругу. Педагог следит, чтобы движения совпадали с ритмом музыки. были плавные и мягкие.
Педагог. Вот и уснула наша Катя, давайте ее положим в кроватку... А нас встречает следующая игрушка - парень с гармошкой (
показывает). Композитор Свиридов написал музыку с таким же названием. Послушайте.. (
исполнение). Какое настроение у музыки? Правильно, веселое, задорное, радостное. Определите жанр….Правильно, в начале нашего занятия звучал марш, затем - колыбельная - песня. А эта музыка похожа на танец - плясовую. Давайте потанцуем под нее.
При повторном исполнении дети по желанию выходят в центр круга и показывают различные плясовые движения, педагог помогает, показывает.
Педагог. В давние времена много людей жили в деревнях, и самым распространенным инструментом была гармошка (
показывает), играют на ней так (
показывает), теперь покажите вы, как играют на гармошке. А еще играли на балалайках(
показывает инструмент), вот так... Покажите теперь вы... Сейчас я вам исполню пьесу
Арсеева "Балалайка и гармошка", а вы будете показывать, когда играет балалайка... вот так, а когда - гармошка...
Дети играют.
Педагог. Для закрепления жанров музыки, мы с вами воспользуемся
пособием «Песня – танец – марш».
Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов и объясняют, что, если звучит марш, поднимается карточка с изображением барабана. Если звучит плясовая - с изображением гармошки. Если звучит песня - колыбельная, поднимается карточка с изображением дудочки. Дети играют.
Педагог. В магазине игрушек мы с вами хорошо провели время. узнали, что и у игрушек может быть своя музыка. И веселая и грустная, бойкая и спокойная, громкая и тихая. А сейчас давайте попрощаемся с нашими игрушками..
Выполняется упражнение «Отойди и подойди». Дети свободно располагаются по залу парами. На первую фразу музыки отходят друг от друга, помахивая ладошкой, на вторую фразу - подходят, протягивая ладошки вперед, на третью и четвертую - кружатся.
Педагог. А в магазине игрушек стало тихо –тихо, наступила тишина.
Выполняется упражнения по К. Орфу "В доме моем тишина". Дети располагаются на ковре.
В доме моем тишина, в доме моем я одна.
Только где-то шуршунчики шуршат - 2 раза (
трут ладошками).
В доме моем тишина (
повторяется и далее).
Только где-то стукунчики стучат - 2 раза (
стучат кулачками)
Только где-то звонунчики звонят 2 раза (
как бы звенят колокольчиком).
Только где-то бурбунчики бурчат - 2 раза (
произносят "бр-бр-бр").
Только где-то скрипунчики скрипят -2 раза (
царапают ковер).
Заключительная релаксация
Звучит произведение Бетховена «К Элизе».
Педагог. Вот какое путешествие сегодня у нас было. А сейчас закроем глазки, сядем поудобнее, ровно, подышим: вдох носиком, задержали дыхание, плавный выдох.
Под музыку марша дети выходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музыке в старшей группе по теме: Весна
Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей старшей группы (5-6 лет)
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе. Веселые медвежата
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе ДОУ
Похожие статьи:
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек»
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Звуки весны»