Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Описание: статью можно использовать, как консультацию для родителей, воспитателей в детском саду.
Цель: развитие интереса к театральному творчеству
Задачи:
- привлечь внимание взрослых к развитию ребенка средствами театрального искусства;
- показать, какими средствами театрального искуссва реализуются творческие способности детей.
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
Преимущества воспитания и развития детей средствами театрального искусства заключены прежде всего в коллективной природе театра. Театральное творчество немыслимо без совместных усилий маленьких артистов и их педагогов.
В развитии творческих способностей нам помогает кукольный театр. Он и развивает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.
Первое знакомство с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении воспитателя. Встреча с театральной куклой создает радостную атмосферу, вызывает у детей интерес к происходящему на ширме.
Со второй младшей группы следует обучать простейшим приемам кукловождения настольных кукол. Для этого используются игрушки- резиновые, мягкие, дымковские, конусные. Дать малышам поиграть с куклой, подержать ее в руке, хорошенько рассмотреть, попытать оживить, определить, какой у нее характер, голос, походка. Предложить придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребенок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Здесь важна роль взрослого, чтобы помочь в речи, сосредоточить внимание, но не давать готовых образцов для подражания.
Как бы примитивны не были истории, радуйтесь вместе с малышами любому проявлению творчества, стремитесь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание небольших сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца сценки или спектакля концентрировать свое внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, сопровождая движение куклы песенкой, которую придумывают самостоятельно.
В средней группе дети знакомятся с ширмой, с перчаточными куклами. Они учатся сосредотачивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмического действия, которые лучше выполнять под музыку или пение.
Следующий этап – работа над этюдами, которая проводится в каждой возрастной группе, особенно в период постановки кукольных спектаклей. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Необходимо рассказать детям, что актер современного кукольного театра должен много знать и уметь. Он не только управляет куклами разных систем, но и действует на сцене, как живой актер в драматическом театре: поет, танцует, выступает, как мим. Чтобы быть настоящим актером, нужно многому научиться.
Используются этюды М. Чехова, М. Чистяковой на развитие внимания, воображения, веры, наивности, фантазии, аффективных чувств. Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивает у ребенка способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Это поможет им избегать затруднений в общении со сверстниками и со взрослыми, как в настоящем, так и в будущем.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектакле. Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля, участие в котором всегда праздник для ребенка.
Стремление ребенка к исполнительству является потребностью души. Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Игра и драматизация в жизни ребенка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация дает возможность ребенку проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом.
Руководство драматической игрой со стороны взрослых может помочь малышам точнее передать образы персонажей, проанализировать различные варианты исполнения ролей. Однако взрослым необязательно принимать непосредственное участие в драматизациях. Важно предоставить детям больше свободы для творчества.
Н. Ветлугина отмечала, что «источники возникновения музыкально-творческой деятельности у детей следует искать в их обогащении непосредственными жизненными впечатлениями и произведениями искусства».
Работая над инсценировками, сценками, постановками сказок, участвуя в развлечениях и праздниках, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость, речь их становится выразительнее, движения – более пластичными, они творят и выдумывают с необыкновенной увлеченностью.
Дети способны удивительно объективно оценивать успехи и неудачи товарищей, они очень тонко чувствуют фальшь. Не зря К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде у детей. С необыкновенной легкостью маленькие артисты готовы поверить, что стулья в зале – это таинственный сказочный лес, а большой кубик – именно т от пень, на котором и должен сидеть Леший.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью пластики, мимики, жеста.
Перед исполнителями любой роли необходимо ставить определенные задачи, будить их фантазию и воображение. Задача каждого ребенка, участвующего в постановке любого спектакля, найти ответы на многочисленные вопросы: куда и для чего иду? что и зачем делаю? какое настроение? как себя чувствую?
Основные этапы работы над постановкой:
1. Знакомство с текстом.
2. Работа над отдельными частями. Каждый ребенок «лепит» образ своего героя в зависимости от музыкальных и пластических возможностей, от собственного жизненного опыта, от уровня развития воображения.
3. Работа с текстом. Стихотворный текст заучивается легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темпа спектакля.
4. Репетиционный. Должен быть самым коротким, поскольку текст дети уже знают, пластическое решение образов готово, а непосредственно действие, которое происходит в постановке, должно каждый раз «твориться» заново. Длительные, частые репетиции изматывают детей, делают их безразличными, пассивными, лишают радостного ощущения праздника.
Упражнения-этюды М. Чехова и М. Чистяковой можно найти и в журналах «Дошкольное воспитание» №8,9/1994, № 10/1997.
Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей у дошкольников
Как развивать творческие способности ребёнка
Как развивать фантазию у ребёнка
Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы