Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Письмо

Конспект урока русского языка по теме: "Письмо" (5 класс).
Тема урока: Письмо.
Цель урока: познакомить учащихся с этикетом письма; формировать умение эпистолярного жанра.
Оборудование: аудиозапись передачи "Радионяня" (урок вежливости "Правила хорошего тона", №15), таблица "Структура письма и речевые формулы".
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Постановка целей и задач урока.
- Каждый человек в жизни пишет немало писем.
Письма пишут разные: слезные, болезные.
Иногда прекрасные, чаще бесполезные.
В письмах все не скажется
И не все услышится,
В письмах все нам кажется,
Что не так напишется.
(К.Симонов)
И, конечно, каждому из нас приятно получить письмо, рожденное теплом души.
Какую роль играют письма в жизни, как правильно оформить письмо - такова цель нашего урока.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Пишите ли вы письма?
- Хотели ли вы получить письмо от друга, подруги?
- Можно ли считать письмами краткие сообщения ("sms-сообщения")?
III. Работа над темой урока.
1.Слово учителя.
- Письма - широко распространенный и доступный всем жанр общения. Письмо служит для выражения человеческой речи. Благодаря ему сохраняются для будущего мысли и достижения человека. Поэтому письма известных людей, писателей, путешественников собираются, хранятся, публикуются. Дороги священной памятью письма фронтовиков. Их нужно беречь, изучать, потому что это частица истории нашей страны.
К наследию ученых и творческих работников относят и их письма. Эту часть материалов называют эпистолярным наследием. Мы располагаем большим эпистолярным наследием А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.П.Чехова и др. Это письма - признания, письма - исповеди.
2. Лексическая работа.
- Термин "письмо" имеет несколько лексических значений.
Работа с "Толковым словарем русского языка" С.И.Ожегова. Учащиеся читают значения слова "письмо".
Работа со "Словарем иностранных слов". Значения слов: эпистола, эпистолярный, адресат, адрес, адресант.
3. Слово учителя.
- А сейчас мы с вами,ребята, совершим небольшой экскурс в историю, узнаем, какими были первые письма.За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, вырезали их на костях, чертили знаки на глиняных дощечках. а позже - на металлических. На юге писали на пальмовых листьях; береста в качестве писчего материала встречалась у многих народов Евразии и Северной Америки. Также в качестве материала для письма применяли папирус - тропический тростник. Позже нашли более прочный материал - пергамент. Бумага - одно из великих изобретений человечества. В V в. появилась в Китае, в XXII- XVII вв., в государствах Европы.
- Прошло время, люди научились писать и посылать друг другу письма при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специально почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.
4. Оформление конверта.
- Чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно написать адрес на конверте.
Письма прибывают к нам со всех сторон,
Их приносит нам почтальон.
Чтобы легче было адрес отыскать,
Надо на конверте индекс написать.
Чтобы письмо короче выбирало путь,
Ты почтовый индекс ставить не забудь,
Вот конверт передо мною и перо в руке,
Ставить индекс точно нужно в левом уголке.
- Что такое индекс? Знаете ли вы, что обозначают шесть цифр, входящих в него?
(Первые три обозначают область,город, три другие - почтовое отделение).
- Рассмотрим порядок написания адреса в нашей стране и запишем "Памятку по правильному оформлению адреса".
а). Российский конверт.
1. Город или другой населенный пункт.
2. Область, район.
3. Улица (проспект).
4. Дом №, корпус №, квартира №.
5. Фамилия, имя, отчество адресата.
(имя и отчество или пишутся полностью, или обозначаются инициалами, следуют за фамилией или предшествуют ей).
- Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта - в родительном падеже.
Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.
- Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.
901350 Куда: г. Москва,
Волгоградский проспект,
д.6, кв.20
Кому: Васильеву А.Н.


г. Уфа, 450092
ул. Батырская,
д.14, кв.15
Алексеева Н.Б.

б). Зарубежный конверт:
Куда - название страны на двух языках
Кому - имя, фамилию
Адрес - название улицы, № дома, город, его индекс
- Ребята, что можно и что нельзя вкладывать в конверт?
Можно Нельзя
письмо, открытку, монеты,мелкие предметы
свой рисунок
5) Беседа с учащимися.
- Важно не только написать правильно адрес, но и само письмо.
- Ребята, какие бывают письма? (Деловые, дружеские, поздравительные).
- Письма играют большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают свое отношение к тому, что они слышали, видели, пережили.
Существует два основных типа писем - деловые, официальные, и частные, неофициальные. В частных письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому и есть очень важное правило: не читать чужих писем.
6. Оформление письма.
а) Композиция письма.
- Рассмотрим построение личного (частного) письма.
Оно состоит из трех частей:
1. Зачин (например: обращение, приветствие).
2. Информационная часть.
3. Концовка.
б) Составление таблицы "Структура письма и речевые формулы, используемые в них".
-Письмо начинается приветствием и обращением к адресату. "Здравствуйте! Добрый день! Приветствую тебя! - формулы приветствия связывают адресата с адресантом, приближают к радости человеческого общения. Это прекрасно выразил Владимир Солоухин:
Просто "Здравствуйте"...
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
в) Информационная часть письма.
-После приветствия и обращения следует текст письма, который должен быть содержательным. Вторая часть письма состоит из основной информации, которую нужно изложить. Сюда входят темы: вопросы о жизни, делах, здоровье; пожелание, благодарность, извинение, просьба, приглашение и другие.
Осведомления о жизни, делах, здоровье начинаются в письмах с фраз:
Хотелось бы узнать, как ты живешь. Мне хочется знать, как твои дела. Все ли у тебя хорошо? Что нового (интересного)? Как твое здоровье? и др.
-Помните слова писателя Сервантеса: "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость".
В письме можно изложить содержание прочитанной книги, просмотренного фильма, спектакля, рассказать о забавном случае, о любимом занятии.
Ребята не забывайте, что ваш друг - это человек, с которым вы захотите поделиться своими мыслями и чувствами. Запись в тетрадях формулировки идей будущего письма: 1) моя семья; 2)интересный фильм, спектакль и т.п.; 3) увлекательное путешествие и др.
Запись речевых формул информационной части в таблицу "Структура письма и речевые формулы используемые в них".
г) Концовка письма.
- Письмо - это законченный текст. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в дружбе, уважении.
-Запись речевых формул концовки в таблицу "Структура письма..."
-Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком P.S (постскриптум, что означает "после написанного"). Приписка располагается после подписи.
-Если в начале письма не указывалась дата и место написания, эти сведения могут сообщаться в конце письма.
Чтение составленной таблицы "Структура письма и речевые формулы, используемые в них".
7) Выполнение упражнения №222,223 по учебнику (повторение знаков препинания при обращении).

8) Словарный диктант. Запись вежливых людей.
Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, всего доброго, благодарю, извините, будьте любезны, будьте добры, простите.
Вывод: Каждый из нас пользуется такими прекрасными "волшебными словами" русской речи. Они позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным.
9) Прослушивание аудиозаписи урока "Правила хорошего тона" передачи "Радионяня".
10) Коллективное составление памятки "Как писать письмо".
1.Пиши на целом листе бумаги содержательно, умно, интересно, грамотно.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отпускай его в полет.
В.Солоухин.
2.Пиши четко, чисто, аккуратно, следи за почерком.
(Чтение стихотворения В.Гончарова)
"О грамоте и больной ноге"
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
3. Не забывай о красной строке.
4. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.
5. Подбирай при письме образные слова и выражения.
6.Избегай употребления грубых слов, кличек (они обижают, ранят человека).
7. Не забудь сделать вывод (заключение).
11) Викторина.
-Часто авторы различных книг включают письма в свои произведения, ведь это своеобразная характеристика героя.
1.Вспомните, какое необычное письмо было получено героями романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта".
2.В каком литературном произведении встречается такое письмо?
Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно.
У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня.
А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор. Трактор хороший,только он бензин не любит, а любит суп.
Дядя Федор
(Э.Успенский "Дядя Федор, пе и кот").
3. Назовите произведения, в которых есть разговор о письмах или приведен образец письма
(А.П.Чехов "Ванька", А.Алексин "Коля пишет Оле. Оля пишет Коле" и др).
12) Слово учителя.
- Развитие эпистолярных способностей, т.е. умение в письме глубоко, обстоятельно, не торопясь высказать свои мысли и чувства в наш компьютерный век, - могучее средство воспитания общей культуры человека.
Пишите письма друг другу, родным, друзьям. Пишите добрые, продуманные и прочувствованные слова. И не выбрасывайте те письма, что приходят к вам. Может быть, именно с них начнется ваш личный архив.
IV. Рефлексия.
Беседа.
- Чему вы сегодня научились?
- Что вспомнили?
V. Домашнее задание.
Выполнить упражнение по учебнику №225 (написать письмо другу,подруге).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Повторительно - обобщающий урок по русскому языку в 5 классе с презентацией. Лексика

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка, 5 класс. Правописание гласных

Конспект урока русского языка в 5 классе. НЕ с прилагательными

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Конспект урока русского языка в 5 классе

Участник №191 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Опубликовано: 3301 день назад (11 ноября 2015)
Просмотров: 5561
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Валерий Григорьевич Вершинин # 11 ноября 2015 в 01:21 +1
Здравствуйте, Лиана! Очень хороший, интересный, важный и нужный урок! Вы показали учащимся на знакомом материале то, с чем ребята уже (Увы!) почти не сталкиваются. Примите мой голос.
Светлана Владимировна Афанасьева # 11 ноября 2015 в 09:25 +1
Здравствуйте, Лиана! Мне очень понравился конспект вашего урока.Урок очень содержательный, не перегружен лишним материалом.Формы работы на уроке интересны и разнообразны. Очень радует то, что вы используете на уроке словари(дома дети чаще пользуются интернетом).
Олеся Игоревна Гильфанова # 11 ноября 2015 в 14:31 0
Здравствуйте!Очень хороший урок, обязательно воспользуюсь информацией.Спасибо.