Урок русского языка в 5 классе на тему «НЕ с прилагательными»
Автор: Белая Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 100 г. Волгограда
Тема: НЕ с прилагательными
Цель:
- сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными;
Задачи:
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Объявление темы и цели урока.
II. Опрос
- Что такое прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- Какие разряды есть у имен прилагательных?
- Какие есть степени сравнения у прилагательных?
- Что показывает сравнительная степень?
- Что показывает превосходная степень?
III. Объяснение нового материала
Откройте учебники на странице 128, прочитайте правило.
- Расскажите в каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно и раздельно.
Заполнение таблицы на доске.
Слитно
|
Раздельно
|
1. Если слово не употребляется без НЕ
2. Если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением
|
1. Если в предложении есть противопоставление с союзом А
2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не
|
Таблицу учащиеся заносят в свои тетради.
Составьте план рассуждения правописания НЕ с прилагательными.
IV. Закрепление нового материала
◆ Объяснительный диктант.
Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый; необыкновенное чудо; небольшая птичка; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; неизвестный художник; небрежный почерк; неглубокая речонка.
◆ Напишите, раскрывая скобки.
(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; (не)опытный юноша; (не)исправный прибор; далеко(не)единственный; очень (не)обычный; (не)жаль; (не)приятель; (не)лепый поступок; (не)широкая., а глубокая; нисколько (не)умен; (не)большой, но уютный; (не)учтивый человек; вовсе(не)опасное предложение.
◆ Спишите. Объясните правописание НЕ с прилагательными.
1. С гор сбегает совсем (не)широкий ручей. 2. Мы пошли вовсе (не)ближней тропой, а самой дальней. 3. Это была совсем (не)высокая скалистая гора. 4. К полночи показались огоньки (не)большой деревеньки. 5. Ближние горы стали туманными, (не)ясными. 6. Иволги не любят (не)спокойную погоду. 7. Мы перешли через (не)глубокий овраг. 8. Сквозь голые ветки берез белело (не)подвижное небо.
V. Итоги урока
- Какую тему мы сегодня повторили?
- Что узнали нового?
- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?
- В каких случаях НЕ с прилагательными пишется раздельно?
VI. Домашнее задание
Выучить правило на стр.128, упражнение 308.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Конспект урока русского языка, 5 класс. Правописание гласных
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение