Урок русского языка в 5 классе
Автор-составитель: Белая Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ средняя общеобразовательная школа № 100 г. Волгограда
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание гласных о-а в корнях -лаг-, -лож-»
Тема: Правописание гласных о-а в корнях –лаг-, -лож-
Цель: познакомить обучающихся с чередованием гласных а–о в корне слова –лаг-, -лож-;
Задачи:
- развивать устную и письменную речь обучающихся;
- прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Опрос
- Что такое морфемика? (Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. )
- Что такое морфема? (Морфема – это наименьшая значимая часть слова.)
- Назовите морфемы, из которых состоят слова.(Приставка, корень,суффикс, окончание.)
Словарный диктант на олимпийскую тематику
Рекорд, спартакиада, рекордсмен, эстафета, режим, трамплин, спринтер, дистанция.
III. Объяснение нового материала
Анализ слов, записанных на доске:
Переложить, прилагать, обложить, облагать, сложить, слагать.
- Есть ли в этих словах что-то общее?
- Видите ли вы какую-либо закономерность написания а-о перед г-ж?
(Если за корнем следует гласная а, то в корне пишется а. Перед г пишется а, перед ж – о.)
- Давайте наши выводы сравним с правилом в учебнике.
Чтение § 51, с. 72, пункт 2.
IV.Закрепление изученного материала
· Объяснительный диктант
Дол..жить, возл..жить, нал..гать, ул..жили, разл..гать, предл..гать, изл..жение, назл..гать, изл..гаем, разл..жение.
* С выделенными словами составьте два распространенных предложения.
· Запишите слова сложить, слагать с данными приставками.
раз-, про-, с-, под-, пере-, по-, на-, за-, из-
*Составьте предложение с прямой речью с любым словом из данного задания.
«Говори правильно»
Класть – кладу (тетрадь) (что делать?)
Положить – положу (тетрадь) (что сделать?)
Корни –лаг-, -лож- без приставки не употребляются.
· «Найди четвертое лишнее»
Приложение, прилагательное, сложение, уложить.
Отложить, ложить, изложить, предположить
* Выполните фонетический разбор двух слов
(Два ученика выполняют разбор у доски.)
· Упражнение 570 (самостоятельно)
V. Итог урока
- Что узнали нового на уроке?
- Что повторили?
- Какие затруднения были при выполнении заданий?
VI. Домашнее задание: § 51, с. 72, пункт 2., упражнение 571
составить ребус со словами, имеющими корни -лаг-, -лож-.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе. НЕ с прилагательными
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе