Использование активных игр на уроках с учащимися старших классов и студентов первых курсов.
В этой статье я хочу рассказать о важности использования активных игр на уроках с учащимися старших классов и студентами первых курсов СПО и их влияния на формирование личности подростков, а так же обратить внимание на их воспитательную, развивающую и обучающую функцию.
Мы живем в период активного развития информационных технологий, и одной из проблем современного общества является зависимость от компьютера и интернета. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что подростки разучились общаться «вживую». Общаясь, они чаще всего используют электронную переписку, а целью их общения является обсуждение компьютерных игр. Все это откладывает отпечаток на их развитие: они имеют скудный словарный запас, память и мышление развиваются менее интенсивно, а фантазия и воображение становятся ограниченными. Как следствие всего этого - они имеют трудности в общении друг с другом, а так же в выстраивании дружеских и товарищеских отношений. А ведь в наше время наиболее успешными становятся те люди, которые обладают такими качествами как коммуникабельность, толерантность, целеустремленность. А принимая участие в обучающих активных играх, подростки учатся работать сообща, слушать и слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом, проявлять терпение (ожидая своей очереди), двигаться к своей цели. Тем самым активные игры оказывают положительное влияние на формирование личности подростков, помогая им проявить себя и осознать свою значимость в коллективе.
Невозможно переоценить значимость активных игр для более эффективного достижения целей урока. Они помогают практически применить полученные знания в интересной для учащихся форме ( можно использовать для закрепления, обобщения, а порой и контроля знаний); развивают смекалку, мышление, умение быстро реагировать на ситуацию; воспитывают чувство коллективизма.
Так же хочу добавить, что, не смотря на то, что подростки кажутся нам взрослыми и стрессоустойчивыми, они все так же переутомляются и устают на уроках. Следует помнить, что подростковый период является сложным периодом в развитии человека и формировании личности. В то время как происходят анатомические, физиологические и гормональные изменения в организме, на подростка возлагается колоссальная учебная нагрузка. Часто психика и нервная система не готова к подобному сочетанию. Именно поэтому преподавателям часто приходится сталкиваться с отрицательным отношением школьников и студентов к учебе. В этот период некоторые из них склонны к депрессиям, другие озабочены своей внешностью, третьи волнуются по поводу своего места в коллективе и становления взаимоотношений со сверстниками. К сожалению, авторитет родителей и учителей уходит на дальний план. Задача педагога – заинтересовать подростка, увлечь его в свой предмет и сделать занятие не только максимально содержательным, но и интересным. А для этого следует строить свой урок с учетом психологических и физиологических особенностей подростков, а так же их интересов. А применение активных игр способствует формированию положительной эмоциональной атмосферы и выстраиванию доброжелательных отношений педагога с учениками. Хочу поделиться некоторыми из них:
1. «Волшебный мешок».
Цель: активизировать знания учащихся; развивать коммуникативные способности, воспитывать аккуратное обращение с острыми предметами. Оснащение: большой мешок, ярко и красиво оформленный, для того чтоб привлечь внимание учащихся. (Даже самый отстающий ученик обратит свое внимание на большой яркий предмет и заинтересуется его содержимым.) Мешок наполнен воздушными шарами с заданиями. Ножницы (перед началом игры обязательно следует напомнить учащимся правила пользования острыми предметами). Ход игры: преподаватель запускает шар в класс. Учащийся, поймавший шар, должен проколоть его и выполнить задание, или ответить на вопрос. Если задание выполнено правильно, то ему предоставляется возможность запустить следующий шар.
2. «Летающая подушка».
Цель: закрепление пройденного материала, развитие умения быстро реагировать на ситуацию, воспитывать чувство уважения к ответам окружающих.
Для игры используется подушка небольшого размера, желательно с искусственным наполнителем (в коллективе могут быть ученики страдающие аллергией на пуховые изделия). Ход игры: Учитель задает тему, например «Зима» и бросает подушку в класс. Поймавший ученик называет одно «зимнее» слово и снова бросает подушку. Следующий ученик, поймавший подушку, называет следующее слово и т.д.
3. «Карусель».
Цель: контроль знаний по пройденной теме; развитие смекалки и догадливости; воспитание умения взаимодействия друг с другом. Предварительная подготовка: учащиеся готовят 5 карточек (если группа 10 человек) с самостоятельно составленными вопросами по пройденной теме. Учитель проверяет правильность составленных вопросов. Ход игры: Учащиеся становятся в 2 круга по 5 человек лицом друг к другу. Внешний круг - «учителя» с карточками, внутренний круг «ученики». «Учителя» задают вопрос «ученикам» и, получив правильный ответ, отдают им карточку. Потом, по команде преподавателя «учителя» двигаются влево к следующему «ученику» и так далее, пока не обойдут всех «учеников». «Ученики» все время стоят на месте, получая карточки за правильные ответы. Потом «учителя» и «ученики» меняются местами. Каждая карточка, полученная за правильный ответ, оценивается одним баллом. Таким образом, ученик, заработавший 5 карточек, получает оценку«5», 4 карточки - «4», 3 карточки - «3».
В заключении можно сделать вывод, что не стоит пренебрегать использованием активных игр в обучении и воспитании подростков. Так как игры помогают сделать урок более ярким, запоминающимся, способствуют формированию положительной атмосферы и благоприятно влияют на физическое и психологическое состояние учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков