Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

О роли времени в исполнительском процессе

О роли времени в исполнительском процессе
Автор: Яблокова Любовь Николаевна преподаватель по классу скрипке ДШИ №1 г.Димитровграда
Цель: Ознакомление слушателя с временными процессами и ощущения человека во время исполнения концертного произведения.
Задачи: Дать понятие "двойного времени". Расширить представление о психофизических процессах в работе мозга человека.
Время мы привыкли измерять нашими делами и поступками, явлениями природы, носящими процессуальный характер. Так же известна особая роль звука и звучаний в психической жизни человека. Сеченов писал, что «…только звук и мышечное ощущение дают человеку представление о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одной стороной: тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства».
Музыкант-исполнитель под субъективным переживанием объективного времени понимает несколько составляющих:
- время звучания произведения;
- переживание музыкального содержания произведения;
- душевной реакцией на него;
- переживание своего состояния во время подготовки произведения.
Музыкант имеет дело с двумя временными пластами – объективной и художественной реальность. В одном из них процесс исполнения осуществляется физически, в другом развертывается процесс, связанный с переживанием и воплощением художественных образов. Именно последнее обстоятельство вызывает необходимость выйти за пределы переживания настоящего времени в иной временной масштаб, иное измерение.
Если посмотреть, какова структура переживания времени на эстраде, то мы, опираясь на опыт выдающихся музыкантов, может констатировать, что на сцене артист живет как бы в двух измерениях. Он находится в будущем, предчувствуя и предслыша то, что должно быть осуществлено (удерживая в памяти представление о целостной художественной системе), но он и в прошлом (контролируя реализацию замысла, выразительность, звучание, нюансировку и так далее., анализируя реакцию зала, которая служит индикатором возможных вариативных решений на эстраде). Об этом раздвоении внимания говорят и С.Рахманинов, и Д.Ойстрах, и Ф.Шаляпин. Артисты единодушны и в другом: нельзя непосредственно на эстраде вести внутренний исполнительский процесс в настоящем времени, он осуществляется почти механически, автоматизировано.
Творческая воля музыканта на эстраде направлена не на само движение, а на контролирование последовательности элементов, системы движений, избранной в процессе подготовки произведения, а кроме того – на наиболее динамическое и яркое воплощение художественной мысли. И это есть цель исполнения. И.Сеченов писал: «Пока небойкий музыкант разучивает пьесу, движения руки кажутся ему подчиненными воле, он чувствует, что они требуют усилий, но раз пьеса твердо заучена и исполняется тем же музыкантом, переход от одного движения к другому идет свободно, без усилий и так быстро, что о вмешательстве воли в каждое движение не может быть и речи». Следовательно, в период подготовки произведения к исполнению мы имеем дело с качественным переходом: от дискретности отдельных движений – к целостному процессу, освобожденному от затрудняющего на конечном этапе вмешательства осознания отдельных движений. Здесь происходит преобразование внешнего времени в синтез внешнего и внутреннего, рождение нового масштаба. Слова или звуки, закодированные в систему, тем самым попадают в ситуацию уплотнения времени.
Сигети, обобщая свой исполнительский опыт, писал о внутреннем времени исполнителя: «Я имею в виду способность, основанную на наличии внутреннего слуха, мысленно проигрывать большие музыкальные отрывки…Я бы назвал эту способность внутренним слухом. Обладая таким умением, можно охватить основные контуры произведения, закономерности его построения. Таким образом, иногда удается избежать опасных «рифов» при разучивании и репетировании, которые иной раз нелегко преодолеть любому музыканту».
Известны факты, когда однажды Й.Иоахим, исполняя Чакону Баха, сыграл сразу одно заключительное проведение темы и остановился, ожидая аплодисментов. Затем вынужден был начать снова. Об аналогичном случае вспоминал и Ф.Дружинин: во время исполнения Концерта И.К.Баха, он «в уме» сыграл всю первую часть, а реально, параллельно с этим, лишь экспозицию. И также ему показалось, что часть окончена.
Как пишет Н.Бехтерева, получены интересные данные, указывающие, что «…мозговой контроль психических функций обеспечивает различные их стороны и в том числе развитие явлений во времении масштаб этого времени. Эти данные свидетельствуют также о возможности обеспечения мозгом не одного, а многих различных масштабов времени», при электрических воздействиях на мозг. При этом отмечается порой резкое ускорение и замедление различных действий, произнесение речи в более быстром темпе. Сходные явления неоднократно были зафиксированы и в сновидениях, когда память в короткий отрезок времени может подать организму и сознанию найти решение.
В современном исполнительском искусстве возникает любопытная аналогия. Некоторые музыканты, изучая новое произведение, порой весьма сложное для запоминания, делают уменьшенные фотокопии страниц своей партии и наклеивают их на один лист бумаги, делая текст доступным одномоментному зрительному восприятию. Иногда текст дополнительно размечают цветными карандашами подобно тому, как это делают дирижеры. Видимо, это помогает успешному протеканию психологического процесса свертывания структуры в сжатый масштаб времени.
Современная психофизиология считает, что подобная возможность не является иллюзией, а объективно присуща работе нашего мозга. Наблюдения за феноменальными счетниками-математиками показали, что они тратили значительно больше энергии в период сеанса, чем в обычное время. Это дает «некоторое основание полагать, что в эти моменты не только структуры мозга, обеспечивающие счетные операции, но и весь мозг, а может быть, и весь организм жили по другому времени», - отмечает Н.Бехтерева.
Создание цельной исполнительской концепции («картины») – сложный и еще мало исследованный процесс. Но одно соображение кажется несомненным: необходимо на всех этапах изучения произведения удерживать форму его будущего воплощения в ее окончательном виде, а не продвигаться путем частичного приближения.
Разумеется, процесс композиторского творчества весьма способствует созданию. Не случайно выдающиеся исполнители прошлого и настоящего сочетали в себе эти два рода творчества.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Интонация на скрипке
Опубликовано: 3528 дней назад (29 марта 2015)
Просмотров: 1264
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Валерий Григорьевич Вершинин # 29 марта 2015 в 17:44 +1
Любовь Николаевна! Надо вам обратиться с просьбой к администраторам сайта с целью редактирования текста. Вы пропустили в начале, кто автор работы и для кого она предназначена. Я голосую за вашу работу, т.к. в ней поднимается важный вопрос: ощущения музыканта на сцене. Если сможет маленький артист( да и взрослый тоже) справиться с волнением, почувствовать себя в реальном времени, выполнить всё, что было задумано, в дальнейшем исполнение произведений перед слушателями будет для него истинным удовольствием и счастьем. Вы правильно пишете, что педагогу необходимо заранее представлять возможные ситуации на сцене и, исходя из возможностей ребёнка, исподволь готовить с ним уверенное концертное исполнение.
Любовь Николаевна Яблокова # 29 марта 2015 в 17:59 0
Валерий Григорьевич, Я уже написала. Жду ответа. Спасибо.
Анастасия Владимировна Костюхина # 1 апреля 2015 в 20:24 +1
Здравствуйте, Любовь Николаевна! Поздравляю вас с дебютом. С удовольствием и интересом познакомилась с Вашей публикацией. Желаю вам дальнейших творческих успехов в работе. Примите мой голос.С уважением, А.В. Костюхина
Алла Ивановна Ефимова # 1 апреля 2015 в 22:46 0
Доброй ночи, Любовь Николаевна! Спасибо за приглашение.Голос.
Наталья Борисовна Щипцова # 2 апреля 2015 в 10:30 0
Добрый день, Любовь Николаевна. Спасибо за приглашение. Поздравляю с дебютом, будьте внимательны при оформлении работ. Статья интересная. Желаю успехов. Голос.
С уважением Н.Б.
Любовь Николаевна Яблокова # 5 апреля 2015 в 21:03 0
спасибо, Наталья Борисовна
Ольга Валерьевна Прохорова # 7 апреля 2015 в 00:20 +1
Любовь Николаевна! В вашей работе даётся понятие "двойного" времени на сцене. Это сложный момент для исполнителя, тем более-маленького. Вы пишите, что музыкант имеет дело с двумя временными пластами – объективной и художественной реальностью. Ему надо видеть и слышать то, что будет впереди, но в то же время ощущать себя и в настоящем. Взрослый музыкант может справиться с такой задачей, а малышам это трудно. Тут важна помощь педагога. Ваша статья говорит о необходимой психологической работы с учеником во время подготовки его к выступлению Примите мой голос
Любовь Николаевна Яблокова # 7 апреля 2015 в 21:09 0
Ольга Валерьевна, я Вас поддерживаю в данном вопросе.