Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование игровых технологий в работе с детьми

Использование игровых технологий в работе с детьми
«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть
но и пропитать этой игрой всю его жизнь»
А. С. Макаренко

Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.

В соответствии с требованиями ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Цель игровых технологий - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
- Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
- Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам.
- Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
- Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

Особенности игровых технологий
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Его значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Целевые ориентации игровых технологий
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества , коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Игровая технология включает в себя:
• Игровые тренинги
• Сюжетно – ролевые игры,
• Театрализованные игры

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации:
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие
- включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей.
Например, такие технологии, как:
- Игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики.
- Игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики.
- Игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие
- предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
- развитию равновесия, координации движения,
- крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений,
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми,
- становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс Вступил ли в силу ФГОС? Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения ФГОС в ДОУ

Похожие статьи:

Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка

О чем нельзя говорить при детях

О чем нельзя говорить при детях

Пословицы и поговорки про детей

Считалки и Считалочки для детей 5-7 лет | Подвижные игры на прогулке зимой
Опубликовано: 99 дней назад (6 февраля 2022)
Просмотров: 165
+3
Голосов: 3
Ольга Николаевна Ляхова # 6 февраля 2022 в 19:40 0
хороший теоретический материал для методической работы.