Формирование у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий как основных компонентов готовности к школьному обучению»
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А.Сухомлинский).
Эти слова В.А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время.
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
Современное занятие (НОД) рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
- Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
- Необходимо понимание важности преподносимого материала.
- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Что же такое универсально учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные УУД.
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение)
Нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД.
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность
по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Волевая, саморегулятивная оценка.
Предпосылками регулятивных УУД являются:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД.
Ориентировка в пространстве и времени;
Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
Умение работать по заданному алгоритму;
Предпосылками познавательных УУД являются:
навыки сформированности сенсорных эталонов;
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
умение выделять существенные признаки объектов;
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
умение производить знаково-символические действия, кодирование умение производить анализ и синтез объектов;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение ориентироваться в книге;
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
умение находить нужную страницу;
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывании
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий.
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:
классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
работа со схемами, составление схем-опор;
решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Советы родителям будущих первоклассников
Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе
Похожие статьи:
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Экскурсия для дошкольников в школу