Экологический проект в подготовительной группе ДОУ
Экологический проект в подготовительной группе «Все на свете друг другу нужны, все на свете друг другу важны»
Автор: Семина Людмила Анатольевна, воспитатель детского сада МБДОУ№2 Тяжинский детский сад "Колокольчик" п.Тяжинский Актуальность проекта
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
В ходе бесед, наблюдений, анкетирования родителей оказалось, что только 50% родителей понимают важность и актуальность проблем возникших в экологии нашего края. В связи с этим возникла необходимость разработать проект «Все на свете друг другу нужны, все на свете друг другу важны» по формированию знаний о мире животных и растений, природных явлений, ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств. В ДОУ сложилась своя система работы по экологическому воспитанию дошкольников. В рамках реализации опорно-методической площадки уже не первый год идёт работа по данной теме, поэтому опираясь на опыт педагогов ДОУ, а также программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой, мы спланировали этот проект.
Тематика проекта разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.
Цель проекта: Формирование знаний о мире животных и растений, природных явлений, ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.
Задачи работы с детьми:
1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
2. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
3. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Задачи работы с родителями:
1. Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
2. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
3. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы.
Новизна проекта. Моделирование ситуаций и обыгрывание их:
• Что если исчезнут все растения? (Экологическая цепочка)
• Что случится если взять в руки насекомых?
• Чистый двор
• Виртуальное путешествие по заповедникам Кузбасса.
• Просмотр видео фильмов: Уроки тётушки Совы
• Как мы с мамой гуляли в парке. Заповедники Кузбасса.
• Детско-родительские экологические проекты и презентации.
Использование новых форм работы:
Посадка деревьев с детьми и родителями.
Красная книга группы. Акции: «Накормим птиц зимой», «Поможем бездомной кошке выжить», «Чистый двор», «Повесим скворечники».
Проект состоит из трех этапов:
Информационно – аналитического : Сентябрь 2018г.
Основного: Октябрь-Апрель 2018-2019г.
Заключительного: Май 2019г.
Информационно – аналитический этап Решает задачи организационного характера:
• Определение функций участников проекта.
• Составление плана мероприятий.
Основной этап
Реализация основного этапа проекта осуществляется в форме активной работы участников проекта.
Проведение совместных мероприятий с родителями, детьми, педагогами.
Идет работа с интересующими сайтами сети Интернет.
Заключительный этап
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов: педагогическую диагностику детей, анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты Воспитанники должны иметь:
1. Представление о многообразии растительного и животного мира, о причинно–следственных связях внутри природного комплекса.
2. Представление о том, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
3. Представление о том, как заботится о чистоте своего двора, участка детского сада, посёлка и т.д.
4. Представление об экологической безопасности. Родители:
Принимают посильное участие в экологическом образовании детей;
• непосредственно участвуют в организации различных экологических мероприятий;
• повысят уровень знаний у детей об экологии родного посёлка, охране природы
План работы по реализации проекта
Информационно – аналитический этап Сентябрь 2018
Педагогическая диагностика детей (наблюдение, беседы…)
анкетирование родителей
подбор методической и художественной литературы
изготовление пособий, нестандартного оборудования
подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр.
Основной (практический) этап Сентябрь
ОД:
- Экологическая тропа осенью
- Как заполнить календарь природы?
Консультация для родителей (памятки) «10 причин пить воду» Самостоятельная деятельность:
- Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Чьи семена летают», «Вода, земля, воздух»
- Рассматривание иллюстраций:
«Фрукты», «Грибы», «Времена года». «Ребята помогают собирать урожай»
- Рисование «Цветок – космея», «Яблоня с яблоками», «Осенний лес»
- Лепка «Грибы», «Овощи на тарелке, а фрукты в вазе».
- Чтение художественной литературы: «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); «Белая берёза» А. С. Пушкин.
«Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; А. К. Толстой.
«Мой садик» А. Плещеев.
Октябрь
Информационный стенд Школа заботливого родителя. Тема: «Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека» ОД: Экскурсия в библиотеку. Тема: Ознакомление с учреждением, развитие представлений о творчестве В. Бианки. (альбом о книгах В.Бианки) – «Урожай собирай и на зиму запасай» ( труд на огороде, опыт работы семье )
Совместное с родителями изготовление гербарий лекарственных растений. Самостоятельная деятельность:
Дидактические игры: «Угадай растение-лекарство», «Составь дерево», «Строение цветка»
Рассматривание книги «Энциклопедия лекарственных растений», рассказ о растениях помощниках
- Чтение художественной литературы: чтение рассказов В. Бианки «Прощальная песенка»,
- чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза» - заучивание «Всё мяукает котёнок во дворе под кустом»
Ноябрь
ОД: - «Профессия эколог» (презентация)
- «Красная книга» (внесение картинок животных и растений нашего края)
- Кролики – домашние животные. ( экскурсия на семейное подворье к У.Павловой Самостоятельная деятельность:
- чтение художественной литературы,
- рисование «За что я люблю природу»
- Моделирование ситуаций: «Что случится, если исчезнут растения, птицы?» Моя улица, Что значит чистая планета?
Выставка литературы для детей и родителей «Мир природы в произведениях писателей и поэтов»
Декабрь
ОД:
- «Зачем птицы прилетают на кормушку»?
- «Откуда ёлочка в гости пришла.
Работа с родителями: акция «Накормим птиц зимой» (ремонт кормушек, запасаем корм)
Самостоятельная деятельность: Дидактические игры:
- «Приготовь зайку и белочку к зиме», «Наши любимцы», «Небо, земля, вода» - просмотр тематических мультипликационных фильмов «Уроки тётушки Совы»
Январь 2019 г.
ОД: - Экологическая тропа в здании детского сада.
- Что за зверь (рисуем следы животных на снегу) во время прогулки. Самостоятельная деятельность:
- Рисование или аппликация (по выбору) Комнатное растение за которым я ухаживаю.
- Чтение художественной литературы: В.Бианки «Синичкин календарь», продолжение рассказа С.Ворониной «Моя берёза» - «Зимой»,
- заучивание С.Есенин «Берёза»
- Акция «Зеленая ёлочка – живая иголочка» (пройти по улице с родителями и посчитать выброшенные и загубленные ёлочки и живые растущие ёлки.
Февраль
ОД: - Как люди помогают лесным обитателям зимой. презентация
- Учимся с детьми делать искусственный снег. Самостоятельная деятельность:
- Рассматривание альбома репродукций с картин П. Караченцова «Наедине с природой»
- Дидактические игры: «Животные рядом с нами», « Чьи следы», « Жизнь в семенах».
- Драматизация рассказа В.Бианки «Хвосты»
- Презентация семьи Глеба и Матвея Ш на тему: « В хороших ли условиях живут наши попугаи»
- Чтение художественной литературы: отрывок из рассказа С.Кучеренко «Здоровая ворона ухаживала за больной….», Н.Сладков «Совы». Работа с родителями: - Зелёный огород на подоконнике. (посадка лука, семян петуньи)
Март
ОД: Акция «Накормим бездомную кошку
- «Травнички» (выращивание травки для кошки).
- Посев семян цветов для клумб детского сада и цветников нашего посёлка Самостоятельная деятельность:
- Аппликация «Мир аквариума»
- Рассматривание альбома «Наши четвероногие друзья»
– Моделирование ситуаций «Что если весной природа не пробудится ото сна».
- Чтение художественной литературы: С.Воронин «Моя берёза» - Весной, С. Маршак «Круглый год», Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола"
- Заучивание И.Тютчев «Зима недаром злится»
Экскурсия на семейное подворье на тему: « Милка - козочка моя за ней ухаживаю я» (семья Семёна Г).
Апрель
ОД:
- Солнце, воздух и вода наши верные друзья. (прохождение экологической тропы).
-Природа живая и не живая (опыты и эксперименты) Самостоятельная деятельность:
- Подвижные игры на лужайке «Не замочи ног», «Перелёт птиц» - Дидактические игры: «Поступи правильно», «Живая цепочка». « Научи Карлсона правилам поведения в лесу».
- Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Сказка о Весне», Виталий Бианки «Разговор птиц весной» (из сказки-рассказа "Птичьи разговоры"), К. Паустовский «Стальное колечко», Уральская народная сказка «Весенушка» .
– Акция «Чистый двор» Зелёный огород на подоконнике. (посадка лука, семян цветов)
Заключительный этап Май
Педагогическая диагностика детей (наблюдение, беседы,..)
Анкетирование родителей
Презентация проекта на родительском собрании.
Выступление на педагогическом совете.
Обобщение материалов проекта.
Посадка деревьев с родителями. Алея выпускников.
Установка метео.участка совместно с родителями на участке ДОУ.
Скачать Экологический проект в подготовительной группе ДОУ