Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия математического кружка в начальной школе, 3 класс

Занятие кружка "Занимательная математика" в начальной школе по теме "Знакомьтесь: Архимед!"
Тема занятия: Знакомьтесь: Архимед!
Цель:
Побуждать детей к умственной активности, саморазвитию, самосовершенствованию, к занятиям в математических кружках, самостоятельному изучении истории математики.
Задачи:
• Расширение представления детей о математике;
• Формирование позитивного отношения к математике, к занятиям математикой;
• Развитие кругозора учащихся.
Возраст детей: 9 – 10 лет.
Оборудование: Портреты Архимеда, плакаты с цитатами - “Эврика!”, “Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!”, “Не трогай моих чертежей!”, “Бессмысленно воевать с геометрией”, рисунки метательных машин.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может полюбить математику,
Занятие кружка посвящается!
2. Разминка.
- Чтобы подготовиться к работе, проведем разминку:
Весёлые вопросы.
1. Мотоцикл ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в посёлок? (ни одной)
2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц? (4 минуты)
3. Горело семь свечей, две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (две свечи).
4. Пильщики каждые 5 минут отпиливают от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут они распилят бревно длиной 2 метра? (через 5 минут).
5. У двух носорогов 2 рога. Сколько рогов у 100 носорогов? (100)
6. Что тяжелее 1 кг пуха или 1 кг стали? (=)
7. Самолет пролетает расстояние от города А до города Б за 1 ч 20 мин. Однако на обратную дорогу у него уходит всего лишь 80 мин. Как это объяснить? (1ч 20 мин=80 мин)
8. Летела стая гусей. Одного гуся подстрелили охотники. Сколько гусей осталось? (1)
3. Историческая справка.
- Ребята, перед вами портрет великого ученого математика, физика, астроном. Вы знаете кто он? Ему принадлежат такие слова: ЭВРИКА!!! Это АРХИМЕД.
- Кто же он такой?
Архимед - греческий учёный, живший в 287-212 годах до нашей эры и погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Архимед своими изобретениями оказывал большую помощь защитникам Сиракуз. Он создал мощную метательную машину, изобрёл зеркала сильнейшего действия, с помощью которых на расстоянии были сожжены корабли противника. Слава об уме Архимеда была настолько велика, что о нём сложилось много легенд, дошедших до нашего времени. Когда римляне захватили Сиракузы, Архимед был увлечён решением какой-то геометрической задачи, чертёж которой был сделан на песке. Углублённый в свои размышления, он даже забыл о происходящих событиях. Неприятельский военачальник отдал приказ сохранить жизнь Архимеда.
- Как вы думаете, почему даже враги решили сохранить жизнь Архимеду?
- Сейчас мы посмотрим с вами мультфильм «Коля, Оля и Архимед» и вы сможете ответить на мой вопрос.
Просмотр мультфильма «Коля, Оля и Архимед»
- Так почему даже враги решили сохранить жизнь Архимеду?
- В 212 г. до н. э. римляне все-таки захватили Сиракузы. Ворвавшись в дом к Архимеду, один из солдат увидел старика, в задумчивости чертившего на песке геометрические фигуры. Изобретатель попросил не мешать ему думать над решением задачи, чем очень разозлил воина, и тот, выхватив меч, убил Архимеда.
4. Открытия Архимеда. Закрепление.
- Какие же открытия сделал Архимед, вы их видели в мультфильме?
• Одно из самых известных утверждений, приписываемых Архимеду, звучит так: «Будь в моем распоряжении другая Земля, на которую можно было бы встать, я бы сдвинул с места нашу». Согласно рассказу Плутарха, когда Гиерон II услышал эти слова, он попросил претворить столь смелую мысль в действие и показать какую-либо тяжесть, перемещаемую малым усилием. В ответ Архимед велел наполнить кладью царское трехмачтовое грузовое судно «Сиракуза», недавно с огромным трудом вытащенное на берег целою толпою людей, посадил на него большую команду матросов, а сам сел поодаль и, без всякого напряжения вытягивая конец каната, пропущенного через составной блок, придвинул к себе корабль - так медленно и ровно, точно тот плыл по морю.
• Архимед изобрел водоподъемный винт, который использовали в древности для орошения полей и откачки воды из шахт.
• Еще одно удивительное изобретение Архимеда - небольшой планетарий, при движении которого можно было наблюдать движение планет, а также фазы и затмения Луны.
• Опасаясь нападения римлян, Гиерон II попросил Архимеда создать оборонительную систему Сиракуз. По совету Архимеда были перестроены городские стены так, чтобы на них можно было разместить катапульты и лебедки, поднимавшие тяжелые камни и метавшие их на большие расстояния, сам же ученый занялся разработкой новых машин.
• Некоторые античные историки, рассказывающие об осаде Сиракуз, упоминают фокусирующие зеркала, с помощью которых осажденные поджигали паруса и корпуса кораблей, подходивших к городской стене на расстояние полета стрелы. Архимед мог бы придумать такие «жгучие» зеркала, однако нет никаких доказательств, что он на самом деле это сделал.
• С именем Архимеда связано не только множество легенд, но и настоящих открытий. Он с поразительной точностью определил значение числа П, за 2000 лет до появления интегрального исчисления описал метод расчета объема и площади поверхности изогнутых тел, придумал способ выражать очень большие числа, продемонстрировав его на примере подсчета количества песчинок, существующих во Вселенной.
С помощью различных машин, изобретенных Архимедом, Сиракузы около трех лет выдерживали осаду римских кораблей.
5. Подведение итога занятия.
- Кто такой Архимед?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что бы вы рассказали своим родителем об Архимеде?
6. Рефлексия.
Учащиеся выходят к доске и заполняют таблицу:
п м и
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась не нужной.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали.

Рекомендуем посмотреть:

Математический кружок в начальной школе. Календарно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Кружок по математике в начальной школе, 1-4 классы

Решение ребусов и логических задач, 3 класс. Внеурочная деятельность

Числа великаны, 4 класс. Внеурочная деятельность

Внеурочное занятие по математике, 3 класс. Занимательная математика

Итоговое занятие кружка по математике, 4 класс

Эссе учителя начальных классов. Моё педагогическое кредо
Опубликовано: 2943 дня назад (1 ноября 2016)
Просмотров: 30756
0
Голосов: 0
Людмила Васильевна Семенова # 1 ноября 2016 в 16:41 0
Уважаемые коллеги! Прошу принять заявку на участие в Конкурсе для педагогов на лучшую методическую разработку сценарий внеклассного мероприятия для школьников.Спасибо.