Доклад "Методика обучения в коррекционной школе"
В коррекционной школе так же, как и в массовой учебный процесс предполагает единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Различие трудового обучения в коррекционных школах от массовых заключается не настолько в самих методах, насколько в особенностях их применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционно-направленной работы.
Умение планировать предстоящую работу на уроках технологии формируется у умственно отсталых детей медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с технологическими картами, когда планирование будущих трудовых действий и операций превращается во внешний зрительно контролированный процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимися в зависимости от характера их затруднений.
Известно, что по способам передачи и соответственно восприятия учебного материала методы обучения разделяют на
следующие группы:
1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации(словесные методы).
2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации(наглядные методы).
3. Методы передачи наглядной информации посредством практических, трудовых действий(практические методы).
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседа, иногда применяется рассказ учителя.
Словесные методы в трудовом обучении применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Речь учителя в беседах, объяснениях должна быть продуманной, четкой предельно ясной. Объем учебного материала -небольшим, сложность –оптимальной для данной группы учащихся.
Для того, чтобы умственно отсталые школьники восприняли объяснение учителя. Нужны убедительные обоснования, например показ нежелательных последствий, к которым может привести несоблюдение правил, нарушение необходимого порядка действий. Учителю приходится постоянно помнить, что внимание учащихся нужно стимулировать.
Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.
Во время беседы учащимся приходится обдумывать вопросы учителя, следить за высказыванием товарищей и готовить свои ответы - такая активация мыслительной деятельности учащихся на занятиях является главным достоинством беседы. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе, поэтому она наиболее применяется на уроках технологии в коррекционных школах.
К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения. В коррекционных школах учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках технологии демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты, модели, приборы, ИКТ.
Учитывая повышенную отвлекаемость умственно отсталых учащихся, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного материала.
Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно работают с ней.
Наблюдения в коррекционных школах должны быть особым образом организованы, продуман подбор объектов для наблюдений, четко представлены задачи, даны объяснения, как наблюдать и регистрировать материалы.
Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом нужно суметь повести учащихся к правильным выводами обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений рекомендуется многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
Из практических методов на уроках технологии используются лабораторные, самостоятельные работы, выполняются эскизы и чертежи деталей и заготовок.
Упражнения -это многократное осознанное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Различают установочные и тренировочные упражнения, а так же учебно-производительные и рабочие упражнения. Упражнения на уроках технологии даются учащимся в виде определенных заданий.
Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций, отличающихся трудоемкостью или повышенными требованиями к качеству работы.
Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделий. Но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций.
Учебно-производственные упражнения представляют совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно-полезное значение. На первое место в этих упражнениях выдвигается задача улучшения качества работы и развития скоростных показателей труда. Для этого важно иметь в достаточном количестве и необходимого качества оборудование, инструменты и материалы.
Учебные программы в коррекционных школах построены на основе требований и принципов систематичности обучения и связи теории с практикой. Содержание учебного материала профессионального трудового обучения изложено в программе таким образом, что, ранее усвоенные знания, служили базой для приобретения новых технологических знаний и трудовых умений.
В коррекционных школах значительная часть учебного материала на уроках технологии изучается концентрически (по спирали): одни и те же разделы сначала даются в элементарном виде, а через некоторый промежуток времени (обычно в следующем классе) эти же разделы рассматриваются значительно шире, с приведением новых сведений и понятий о предметах и материалах.
Принцип систематичности требует от учителя строгой последовательности в построении группы занятий, в содержании и проведении каждого отдельного занятия, в изложении и закреплении учебного материала, в проверке полученных школьниками знаний и умений.
У учащихся коррекционных школ должны быть выработаны навыки систематической работы на занятиях. В частности, важно, чтобы учащиеся были приучены на каждом уроке технологии связывать теоретические знания с практическими с практикой. Отсутствие такой связи затрудняет усвоение учебного материала и приводит к быстрому забыванию полученных знаний.
В коррекционных школах большое значение для трудового обучения отводится производственной практике. Установленная в школе система правил поведения и работы учащихся способствует воспитанию культуры труда, морально-психологической готовности к производственному или обслуживающему труду, умению соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
Существенное влияние на развитие положительных качеств личности и полезных привычек учащихся имеют такие факторы как личный пример преподавателя, четкое выполнение правил поведения в мастерской, оценка работы школьников, хорошая техническая оснащенность мастерской, ее эстетическое оформление.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ
Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ
Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией
Классный час по профилактике правонарушений
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»