Сценарий конкурсной программы «Мир геральдики - создай свой герб» с презентацией для учащихся 7-9 классов.
Автор: Вэнго Мальдюне Вэсаковна, воспитатель МБОУ «Сеяхинская школа-интернат», село Сеяха ЯНАО Ямальский район. Описание материала: конкурсная программа «Мир геральдики - создай свой герб» для учащихся 7-9 классов. Данная разработка будет полезна и воспитателям специальных учреждений интернатного типа, и педагогам школы. Цель: воспитание патриотизма и любви к своей Родине - России. Задачи:
1.Развивать познавательный интерес, творческие способности воспитанников.
2.Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности, развивать умение выступать перед публикой.
3.Воспитывать интерес к традициям и праздникам своей родины России, уважение к прошлому народа и современным традициям, воспитывать чувство патриотизма. Оборудование: мультимедийная презентация.
Участники: две команды учеников, ведущий, жюри (старшеклассники). Ход мероприятия.
(на фоне музыки звучит стихотворение) Ведущий:
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца,
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась –
Любви к России нет у нас конца.
Россия! Где она кончается?
Найти конец, чтоб клином свет!
Россия в сердце начинается
А в нем конца и края нет!
Символы России,… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса. Кому-то на ум придут традиционные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и др.
Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, гимн и флаг. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма граждан и роли страны на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику.
Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины». Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов. И цель сегодняшнего занятия – постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть и какими качествами обладать. Наверняка, у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.
(Дети зачитывают качества, которые составили самостоятельно). Настоящий гражданин должен: (примерные ответы)
1.знать и соблюдать законы государства;
2.соблюдать нравственные нормы поведения в обществе;
3.быть добросовестным во всех делах;
4.охотно выполнять общественные поручения;
5.быть готовым защищать Родину;
6.проявлять чувство ответственности и долга перед родителями;
7.показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию;
8.хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам;
9.проявлять нетерпимость к злу и аморальности;
10.уметь встать на защиту слабых;
11.интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины. Ведущий: Надеюсь, ваши записи совпадают с кадром на экране. Но если нет, ничего страшного, давайте еще раз все вместе разберемся в данном вопросе. Для этого я приглашаю на сцену команды. Первый наш конкурс - представление команд. (домашнее задание).
Ученики, разделенные на две команды, представляют названия своих команд, девизы и капитанов.
Оценки жюри. Ведущий: С чего начинается Родина? С семьи или со школы, с первой поездки в столицу или за границу, с любимого фильма или города — словом, какой ответ ни дашь, все равно он будет неточен, невыразителен, не полон. Ведь чувства не описать словами, как не рассказать о мелодии, что трогает тебя до слез. С чего начинается Родина? С любви к ней.
«В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки…»
Г. Шевченко. Следующий наш конкурс: разминка.
Команды по очереди отвечают на предложенные вопросы (количество вопросов одинаковое). Если одна из команд не ответила, сказать свой вариант ответа может другая команда.
Победителем в этом конкурсе становятся те, кто дал наибольшее количество правильных ответов. Вопросы:
1.Что такое герб? (Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях и т.д.)
2.Что такое гимн? (Торжественная хвалебная песня)
3.Что такое флаг? (Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски)
4.Что такое скипетр? (Золотой жезл, символ верховной власти)
5.Что такое держава? (Золотой шар с крестом наверху, символ верховной власти)
6.Что символизирует дракон, изображенный на гербе? (Символ врага, зла)
7.Что символизирует всадник, изображенный на гербе? (Символ защиты, победы добра над злом)
8.Какие вы знаете древнерусские названия воинского знамени? (Стяг, хоругвь)
9.Как называется наука, изучающая гербы и их происхождение? (Геральдика)
10.Какая птица изображена на гербе России? (Двуглавый орел) Ведущий: Предоставляем слово нашему компетентному жюри.
(Оценки жюри) Ведущий: А сейчас, ребята, третий конкурс- ошибка в тексте, вам будут даны одинаковые тексты с описанием герба Российской Федерации, в которых преднамеренно допущены ошибки. Задача – за 2 минуты найти и исправить ошибки. Текст. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными верхними (правильный вариант – нижними) углами, заостренный в оконечности зеленый(красный) геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя большими (малыми) коронами и над ними одной малой (большой) короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – держава (скипетр), в левой – скипетр(держава). На груди орла в зеленом (красном) щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем белого (черного), опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Ведущий: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагается танец.
А сейчас слушаем членов жюри. Ведущий: Команды готовятся к следующему конкурсу, а мы поработаем с залом. Ваша задача – ответить на следующие вопросы. Дети, сидящие справа – приносят балл первой команде, слева – второй команде. Вопросы: «Интеллектуальная викторина».
1.Кто такие гренадеры?
2.Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки?
3.Что общего между деревом и винтовкой?
4.«Проверено - мин нет». Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз.
5.С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов?
6.Как называют склад военного снаряжения?
7.Как называют стрелка, владеющего искусством меткой стрельбы?
8.Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем?
9.Назовите самую распространенную среди моряков одежду?
10.Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки?
11.Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря?
12.Какая самая заветная мечта летчика?
13.Что означает слово «таран»? Ведущий:Следующий конкурс - музыкальный символ.
Командам предлагается спеть гимн РФ и объяснить, какие, на их взгляд, строки в тексте гимна самые важные и почему.
Конкурс оценивает жюри по степени аргументированности ответов. Ведущий: Велика Россия. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Следующий конкурс - собери флаг (конкурс капитанов). Ваша задача как можно быстрее сложить эти цветные полосы в порядке, соответствующем порядку расположения полос на флагах РФ
Побеждает капитан, который выполнил задание правильно и быстрее.
(Оценки жюри) Ведущий: Капитаны отлично справились с заданием, но чтобы определить победителя, вам еще нужно объяснить смысловое значение цветов каждого флага. При этом капитаны отвечают по очереди, то есть первый капитан объясняет значение белого цвета флага РФ, второй – синего и т.д.
Побеждает капитан, давший наиболее полные и правильные ответы. Ведущий: Вот и наступил кульминационный момент. Просьба жюри огласить результаты игры. (Жюри подводит итоги, команды награждаются). Ведущий: В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д. Хотелось бы надеяться, мы начнем более уважительно относиться к своему прошлому, своей истории, а значит и к будущему. Я надеюсь, что вы сделали правильные выводы из сегодняшней конкурсной игры.
На этом наша встреча закончена. Список использованной литературы:
1.Наумов О.Н. Государственная и территориальная геральдика России. Очерк истории. – М., 1998
2.Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. – М. Русское слово. 2002
3.Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
4.Энциклопедия КМ., 2006.
5.Конституция Российской Федерации.- М. Юридическая литература. 1993
Презентация на тему: Мир геральдики - создай свой герб
Вы дарите всем радость и заботу,
Хотя порою это нелегко,
И каждый день, в любое время года
С Вами весело, уютно и тепло!
Спасибо за любовь и пониманье,
Пусть Ваши исполняются желанья,
От всей души Вас благодарю!