Дыхательные упражнения и их роль на уроках адаптивной и лечебной физической культуры в классах со сложной структуры дефекта.
Автор: Кузнецова Мария Александровна, учитель АФК и ЛФК, ГКС(к)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», город Котово.
Описание материала:Материал будет полезен учителям адаптивной физической культуры и воспитателям начальной школы классов со сложной структуры дефекта.Данный материал может быть использован в любой части урока, для восстановления дыхания, так же для занятий лечебной физической культурой.
Игровые задания с дыхательными упражнениями для детей со сложной структурой дефекта.
Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. В занятиях физической культурой и лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.
Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.
Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений.
Общие методические указания к выполнению дыхательных упражнений.
Дыхательная гимнастика очень полезна для умственно отсталых детей, так как помогает укреплению дыхательной мускулатуры и правильному произношению звуков. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, звуки природы, техники, инструментальную музыку. Это не только будет влиять на внешний звуковой фон, но и создавать положительные эмоции для детей начальной школы.
Особое внимание требуется уделять предупреждение травм и заболеваний, связанных с занятием упражнениями. Учитель должен руководствоваться принципом постепенного увеличения нагрузки, не забывать об индивидуальном подходе к учащимся — учитывать состояния здоровья, подготовленность. Очень интересным для детей будет перед игровым заданием, отгадать загадку, а отгадка встретиться уже в самом задании. Особое внимание нужно уделять правильному произношению звуков и вовремя исправлять ошибки. Добиваться от детей строгого выполнения правил и задания игры.
Игровые задания с использованием дыхательных упражнений.
1)«Шмель»
Дети сидят на гимнастических ковриках «Ж-Ж-Ж»- сказал крылатый шмель,- посиж-ж-жу, рядом, посижу, дети берутся за руки, произносят: «Посижу, посижу, поднимуся, полечу: громко, громко зажужжу. Дети встают, разводят руки в стороны и бегом передвигаются по залу с произнесением звуков Ж-Ж-Ж (в течении 1 минуты).
2)«У бабушки в деревне»
Дети делятся на две команды «Скотный двор» и «Птичий двор». Дети становятся в два груга, один внутри другого. По команде учителя «Мы идём на скотный двор, дети этой команды движутся по кругу и произносят «М-У-У-У», в противоположную сторону «Б-Е-Е-Е». По команде «А теперь ребята пойдём на птичий двор», - противоположная команда начинает движение по кругу со звуком «Га-Га-Га», идя в противоположную сторону говорят «Кря-Кря-Кря».
Данные дыхательные упражнения можно сочетать с физическими упражнениями, имитировать движение животных и птиц.
3)«Упражнения в ходьбе»
1.Руки через стороны вверх-вдох через нос, вниз-выход через рот.
2.Руки через стороны вверх-вдох, вниз на 3 счёта «ГА-ГА-ГА»
Эти упражнения целесообразно использовать после беговых упражнений, на восстановления дыхания.
4)«Прогулочные самолётики»
Дети лежат на животе, руки вдоль туловища.
«Завести моторчики!» - дети произносят на выдохе «р-р-р»: - руки вдоль туловища, подбородок приподнят.
«Полетели самолётики» - «Ж-Ж-Ж» - руки в стороны, прогнуться в пояснице.
«Самолётики заходите на вираж» - У-У-У — одну руки поднять вверх.
«Совершение посадки» - Ух-Ух-Ух - руки вдоль туловища.
5)«Зимушка-Зима»
По команде «Греем ладошки»,-дети дуют на ладоши и трут их, «Греем ножки»,- дети топают ножками.
6)«Летний дождик»
Дети делятся на 2 команды «Дождики» и «Солнышко», садятся на гимнастические коврики в произвольном порядке. По команде учителя «ветер поднимается и дождик начинается»,- дети команды «Дождик» встают и передвигаются по залу со звуками «Ш-Ш-Ш», имитируя звуки дождя. По команде учителя «Дождик прекращается, солнышко выходит», команда «Солнышко» встают, руки в стороны и передвигаясь по залу со звуком «Ж-Ж-Ж» - имитируя звук летающих жуков.
7) "Воздушный шар".
Дети встают в круг и берутся за руки. Со словами "Надуваем воздушный шарик", дети делают небольшие шаги назад, имитируя надувание шарика. Когда дети максимально разошлись, не расцепляя руки, со словами "Шарик лопнул", дети шагают в круг, имитирую спускание шарика((Ш-Ш-Ш).
Рекомендуем посмотреть:
Игровой комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников
Урок физической культуры в 7 классе по теме «Волейбол. Правила игры в волейбол»
Открытый урок по физкультуре в 3 классе
План – конспект бинарного занятия «Фитнес + физиология» для студентов колледжа
Похожие статьи:
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 2 класса
Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса
Сценарий спортивной игры-путешествия по станциям в начальной школе
План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе по теме: Подвижные игры на развитие ловкости
Конспект урока физкультуры в 4 классе коррекционной школы VIII вида