Фрагмент урока по теме «Знакомство с суффиксом»
Цели:
– знакомим с понятием «суффикс»;
- Учим распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов
– формируем умение анализировать текст.
- Формируем умение различать безударные гласные и навык подбирать однокоренные слова для проверки.
- формирование познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
способствовать формированию коммуникативных умений.
Орг. момент
Сегодня нас ждет интересная работа, мы познакомимся с новым и интересным материалом.
На партах у вас лежат домики. На каждом этаже есть окошко. Мы будем выполнять с вами задания, и если у вас все получится, то в окошках зажжется свет – мы закрасим его желтым карандашом, если у кого-то возникнут затруднения, то свет в нашем окошке будет красным, а если кто-то не сможет выполнить задания, то свет в окошке не включится, и закрасить нужно будет темно-синим цветом или черным.
Пока домики отложите и послушайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С ним всегда мы все знакомы.
У него усы как спицы.
Мышка, та его боится.
Он, мурлычет и поет.
Ну,конечно, это…(кот.)
(игрушка кот)
Вот такой кот пришел к нам сегодня в 1 а. Но это не простой кот, а кот ученый, он приходит в гости в разные класс и знакомится с любознательными детьми. Сегодня он наш гость. Посмотрите, у него целый пакет заданий для нас. Попробуем подружится с котом? Сейчас котиком и узнает, кто в нашем классе любознательный, активно работает и стремится к успеху.
Постановка учебной проблемы. Повторение пройденного
Открытие нового знания
Для начала, давайте узнаем, как его зовут. Кот зашифровал свое имя в рисунке.
на доске
С А Я В
(дети выполняют устно задание)
Что такое? Мышка бежала, хвостиком махнула и все буквы перепутала. Составьте слово.
(дети выполняют устно задание)
Почему здесь несколько букв маленькие, а одна большая?
Давайте еще раз повторим правило, когда слова пишутся с заглавной буквы.
(дети повторяют правило)
И сейчас мы уже можем открыть одну букву. Какую букву откроем?
Загадка:
Ты скажи мне, ты и ты,
Слово как писать КОТЫ?
С буквой А или О?
Правильно ответит кто?
Задание: Вставить пропущенную букву. Почему нельзя писать КАТЫ? Как проверим? Подберем однокоренные слова.
КОТЫ – проверочное слово КОТ
Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова коты (дети на листочках)
(учитель пишет транскрипцию слова)
[КАТЫ]
Сначала мы делим на слоги (хором с классом), ставим ударение, подчеркиваем гласные (у доски ………)
Подчеркнет согласные и определит звонкие они или глухие, мягкие или твердые ….
А ….. подсчитает, ск. слогов, букв и звуков)
Посмотрите, кот Василий разрешает открыть нам еще одну букву. Какую откроем?
Кто еще раз скажет правило проверки слов с безударной гласной? (….)
Ребята, а помните наш волшебный мяч?
Я буду вам говорить слово, а вы подбирать проверочное однокоренное,
Кто мяч поймает, тот и отвечает.
(игра)
Трава – травка
Дома – домик
Листочки – листик
Мячи - мяч
Окно – окна
Письмо – письма
Вывод:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Открываем еще одну букву
Молодцы ребята! Коту Василию очень понравилось, как вы работали,
Давайте отдохнем.
Физминутка:
Котя-котенька-коток,
Раз - присели, два – прыжок!
Лапки к верху поднимаем,
В стороны их опускаем,
Почесали все за ушком,
Погладили по брюшку.
Прогнули спинку –
Прыг на тропинку!
Молодцы! Продолжаем дальше нашу работу. Мне нужен помощник.
На голову ученика надевается ободок с изображением кота.
Ребята, сейчас мы с вами будем вместе придумывать сказку, где главным героем будет кот. Я буду говорить текст, а вы изображать действия.
(инсценировка)
Жил-был на свете КОТ. Давайте опишем, какой он. (дети придумывают)
Все было бы хорошо, но однажды, убегал кот от собаки, да в погоне потерял свой хвостик. Отправился он тогда к лисичке, которая продавала в лесном магазинчике самые разные хвосты. Поздоровались зверята.
Говорит Лиса Коту:
- Здравствуй, кот, что не весел? От чего голову повесил? И где твой хвостик, потерял?
Потерял! – говорит кот.
А Лиса его подбадривает:
- Не горюй, сейчас мы подберем тебе хвостик лучше прежнего. Посмотри, какой красивый хвостик у меня есть (показывает хвост, на котором написано – ИК-).
Примерил кот хвостик, и теперь он не кот, а кто? (КОТИК). Ласковый, приветливый (ребенок-кот должен изобразить характер по словам учителя).
Говорит Кот Лисе:
- А нет ли у тебя другого хвоста?
- Есть! - отвечает Лиса, - Примерь! (достает хвост, на котором написано - ИШК - )
Примерил кот хвостик, и теперь он не кот, а кто? (КОТИШКА). Такой же ласковый, приветливый, но посмотрите, он как будто стал меньше ростом. (ребенок-кот изображает котишку).
Примерил КОТ еще один хвост. И лиса достала ему новый, на котором написано – ИЩ-). Был КОТ, а стал КОТИЩЕ
И тут наш кот выгнул спину, взгляд его стал прищуренным, хитрым, того и гляди котлету со стола украдет или собаку задразнит. Спасибо …, садись на место.
Вопрос классу:
Ребята, как вы думаете, почему такие изменения происходят с котом? Мы приставляли к слову кот др. часть слова, которая меняла смысл слова. И такая часть слова называется суффикс.
Попробуем изменить слово САД, СЛОН, Сделайте слона маленьким (добавить –ИК), большим (-ищ-)
Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный.
– Что мы сейчас делали?
– Что нового узнали? Откроем еще одну букву на доске.
Достаньте домик, закрасьте одно окошко желтым или красным цветом.
Физминутка «Кошки-мышки»:
На доске квадрат 3х3 клетки, в первой клетке прячется мышка. Заметил кот мышку и начал ее гонять. Следит глазками за мышкой. Мышке передвигается
на 2 клетки влево
на 1 клетку вниз
на две клетки влево
на 1 клетку вниз
на одну клетку вправо,
на 1 клетку вверх.
Где оказалась мышка? (клетка № 5)После корня он состоит,
– Что мы сейчас делали?
– Что нового узнали? Откроем еще одну букву на доске.
Физминутка «Кошки-мышки»:
На доске квадрат 3х3 клетки, в первой клетке прячется мышка. Заметил кот мышку и начал ее гонять. Следит глазками за мышкой. Мышке передвигается
на 2 клетки влево
на 1 клетку вниз
на две клетки влево
на 1 клетку вниз
на одну клетку вправо,
на 1 клетку вверх.
Где оказалась мышка? (клетка № 5)
Применение нового знания
3. Работа в «Букваре».
Чтение грамматической сказки.
1) До чтения текста.
- Есть ли иллюстрация к тексту? Как вы думаете, почему художник не нарисовал рисунок?
– Прочитайте заглавие. – (Его нет) А что вместо него? (Знак вопроса.)
– А что означает знак ? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.)
б) Просмотровое чтение.
– Просмотрите весь текст, прочитайте слова, напечатанные крупным шрифтом.
Учитель не предлагает вчитываться, а даёт установку только
прочитать выделенные слова.
– Какое слова чаще других встречается в тексте ? (ДОМ).
– А какую иллюстрацию можно нарисовать к этому тексту? Ответим на этот вопрос после чтения.
2) Чтение текста хорошо читающими детьми.
1 абзац …
2 абзац …
3 абзац …
4 абзац…
5 абзац …
Хорошо прочитали
3) Работа с текстом после чтения.
Что происходило со словами в тексте? (они менялись)
Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ?
Эти части слова -ИК- и -ИЩ- называются суффиксами.
– Как назовём текст? (Суффиксы. Сказка. Чудесные превращения.)
4) Упражнение на закрепление умения узнавать суффиксы.
Вызвать 1 ребенка.
Задание с кубиками
Построить дом. (Кубик со словом ДОМ)
1) пристроить к дому такую комнату (крылечко и тд), чтобы дом стал маленьким, домик для гномика (суффикс ИК)
2) пристроить к дому такую комнату (крылечко и тд), чтобы дом стал большим-пребольшим домом для великана.
Аналогичная работа со словом
ГЛАЗ НОС
(ГЛАЗик НОСик ГЛАЗища НОСище )
К какой части слова прибавили суффиксы?
– Прочитайте слова с суффиксами -ик-, -ищ-.
– Как можно назвать слова каждого столбика? (Однокоренные.)
– Что изменили суффиксы в словах?
–– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к тексту?
IV Итог:
Сегодня вы все хорошо поработали. Давайте еще раз повторим:
– Какая часть слова образует новые слова?
– Чему новому научились?
– Над чем ещё придётся поработать?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
Домики для самооценки (сейчас или в конце урока)
Ребята, возьмите в руки домики, где вы оценивали свою работу. У кого во всех окнах горит свет? А у кого были затруднения?
Я хвалю вас за урок! Спасибо за работу!
Рекомендуем посмотреть:
Занимательный русский язык
Контрольная работа по русскому языку, 1 класс
Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс
Конспект урока русского языка в 1 классе по ФГОС
Похожие статьи:
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России