Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Текущее домашнее задание: мнемодорожки и мнемотаблицы

Мастер-класс «Текущее домашнее задание: мнемодорожки и мнемотаблицы»
Выступление на городском конкурсе педагогических идей:«СИМФОНИЯ УРОКА»
Автор: Ширшова Мария Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Школа № 18», город Ирбит
Цель: создать условия для передачи опыта по применению мнемодорожек и мнемотаблиц в работе с младшими школьниками.
Задачи:
знакомство с возможностями использования мнемодорожек и мнемотаблиц на уроке с целью формирования универсальных учебных действий учащихся;
передача учителем опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
практическое применение приёмов
Планируемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетентности присутствующих педагогов, их мотивации на системное использование в практике мнемодорожек и мнемотаблиц,знакомство с приемами мнемотехники
Задачи:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Творческие задания учитель применяет в основном на уроке и зачастую не переносит их в плоскость домашнего задания. А ведь творческие домашние работы и задания несут в себе огромный потенциал. Они:
• возбуждают “умственный аппетит”
• формируют положительное отношение к учебной деятельности.
• это психологически ориентированное обучение, когда весь процесс подготовки домашнего задания планируется «от ребенка» и учитываются каналы получения информации и способы действий.
• формируют познавательный интерес, что способствует развитию любознательности
• они являются инструментом познания, мышления, развития, и обладают богатыми возможностями творческого обогащения.
Поэтому целесообразно внедрять задания для самоподготовки творческого характера .
Для себя я открыла один из вариантов домашней творческой работы, которая опирается на приемы запоминания и припоминания.
Мнемотехника- это система различных приемов, обеспечивающая запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными.
Эффективная обучающая методика по созданию мнемонических опор разработана К.П. Мальцевой и Зигановым Маратом Александровичем , доктором педагогических наук.
Цель обучения с ее использованием – развитие: памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания.
Одним из приемов мнемотехники являются мнемодорожки и мнемотаблицы , на которых можно изобразить главное содержание изучаемого материала.
Их использую как творческое домашнее задание или для проверки домашнего задания, если таблица составлялась совместно в классе. Они могут быть как в цветном, так и в черно-белом изображении.
Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе. В своей работе применяю мнемодорожку как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.
Особое место в работе с детьми играет использование мнемотаблиц – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время подготовки домашнего задания. Дети учатся составлять рассказы, загадки, сворачивать текстовую информацию соблюдая тематичность, логичность и последовательность. Размер мнемотаблиц варьируется и зависит от желания детей, либо оговаривается заранее, в зависимости от вида и целей проверки( в тетради, на формате А-4, А-3).
Наибольшую эффективность показала работа с творческими домашними заданиями такого вида на уроках окружающего мира.
Этапы составления мнемодорожек и мнемотаблиц на домашнем задании:
• чтение научного текста;
• выделение определений, перекодировка текстовой информацию в символы (составление мнемодорожки )
• пересказ информации (с опорой на символы 9образы), отработка метода запоминания;
• перекодировка символов в текстовую информацию( пересказ).
Приведу примеры некоторых таблиц и дорожек, которые использую в своей практике для творческого домашнего задания по некоторым темам.
Так, изучая тему: « Разнообразие растений» на дом можно предложить детям составить мнемотаблицу « Разнообразие растения»и подготовить пользуясь таблицей.
После изучения темы: « Дыхание и питание растений» прошу дома выполнить творческое диферинцированное задание:
Нарисуй мнемодорожку на тему: « Дыхание растений» Подготовь рассказ об этом процессе .
Нарисуй мнемотаблицу на тему : « Дыхание растений» и « Питание растений» Подготовь рассказ о различии этих процессов и их сходстве.
Тема: «Распространение плодов и семян». Составь мнемодорожку . Расскажи как растения распространяют свои семена.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:
• расширяются знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
• формируется умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, дети учатся « сворачиванию» и «разворачиванию» информации ( информационные ООУН)
• развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление) значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки ( мыслительные ООУН)
• совершенствуется логически построенная монологическая речь (коммуникативные ООУН)
• дети учатся планированию собственной деятельности (организационные ООУН)
• развивается познавательная мотивация , так необходимая для адаптации детей в современном информационном обществе.
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету.»
К. Д. Ушинский

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации» Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий Конспект интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и ИЗО Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Загадки для детей про окружающий мир

Тесты по курсу «Окружающий мир» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру. Атмосфера: строение, значение, изучение

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Сценарий праздника для бабушек к 8 Марта в 1 классе | КТД в начальной школе к 23 февраля. Сценарий «Малые олимпийские игры»
Опубликовано: 3392 дня назад (10 января 2015)
Просмотров: 4469
+3
Голосов: 3
Валентина Николаевна Лизина # 10 января 2015 в 16:02 0
Мне эта идея очень понравилась.Ее можно использовать для учащихся вечерних школ. т.е. людей взрослых. Спасибо!
Наталия Михайловна Попова # 10 января 2015 в 17:27 0
Очень хороший материал. Воспитатели детских садов используют такую форму работы. Замечательно, что она находит продолжение и в школе. Голос!!
Инна Александровна Егорова # 10 января 2015 в 18:27 0
Здравствуйте, Мария Александровна! Ваш мастер-класс, как одна из форм распространения собственного педагогического опыта достоин внимания. Поставлены цели и задачи, прописана ознакомительная часть, для тех кто впервые(к примеру Я) услышал о такой форме работе, дан план, как составить мнемотаблицы и мнемодорожки, приведены рекомендации наиболее удачного использования их на указанных предметах. Статья Ваша интересна. Можно было бы ещё добавить Ваши рисунки и таблицы, для лучшей наглядности Вашей работы. Спасибо.С уважением И.А.
Светлана Романовна Костромитина # 14 января 2015 в 20:06 0
Здравствуйте, Мария Александровна! Для развития личности школьника, его творческих способностей целесообразно внедрять задания для самоподготовки творческого характера. Для себя я открыла, благодаря Вашему МК, один из вариантов домашней творческой работы, которая опирается на приемы запоминания и припоминания. Познакомилась с возможностями использования мнемодорожек и мнемотаблиц на уроке с целью формирования универсальных учебных действий учащихся. Обязательно буду применять в своей работе этот вид деятельности!! Спасибо вам большое!! Примите голос!!