Конспект урока русского языка «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы» 2 класс
Предмет: русский язык
Тема: «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы»
Класс: 2
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: урок-игра
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных.
Задачи:
• Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
• Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык, исследовательские умения.
• Воспитывать познавательный интерес к родному языку
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
• Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
• Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, находить ответ на проблемный вопрос.
• Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить умение правильного написания заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2009.
Оборудование и материалы для урока: большой бумажный цветок, кроссворд, телеграмма, послания с заданиями, карточки для контроля знаний, карточки с группами слов, шоколадные медальки.
Ход урока:
1.Организационный момент
Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству.
Учитель читает наизусть стихотворение:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
- Раз всё в порядке продолжаем урок.
Дети эмоционально настраиваются на работу
2. Постановка цели и задач урока.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Проведение игры «Для ума» – Разгадывание кроссворда.
- Разгадав кроссворд вы узнаете, чем же мы будем заниматься на уроке.
1. Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо. ( Предложение)
2. Его можно записать из букв. ( Слово)
3. Их мы произносим. ( Звуки)
4. Он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу. (Текст)
5. • Это часть слова. ( Слог)
6. Она бывает устная и письменная. ( Речь)
7. Общая часть у родственных слов (Корень)
8. Орфограмма, которая называется разделительный мягкий … )знак)
9. Знаки, которые используются, чтобы сообщить название рассказа, стихотворения, картины… (кавычки)
10. Слова, которые называют предметы. ( Существительное)
• _ Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Повторение)
- Итак, цель мы поставили, значит, наша работа получится. Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь послушайте, что я вам расскажу.
Далеко - далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика. В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (показать наглядность на доске). Однажды все узнали, что Злодей (показ на доске) похитил Королеву и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными.
- Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь?
- Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала вам телеграмму. Давайте её прочитаем.
Телеграмма (читает ученик):
"Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала вместе с волшебным цветком. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветик-семицветик распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!" Королева Грамматика.
- Поможем Королеве Грамматике?
- Итак, в путь!
Ты расти, расти цветок, распускайся лепесток!
Красный, жёлтый, голубой! Расцветай-ка! Зло долой!
3. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий
Чистописание
- Ребята, давайте вспомним с вами, над какой темой мы сейчас работаем на уроках русского языка? (тема урока написана на доске, учащиеся хором её читают).
- А когда же мы пишем слова с большой, заглавной буквы? (формулируют правило)
-А почему хотя бы одно слово в предложении, но будет написано с большой буквы? (это начало предложения)
Для того, чтобы увидеть первое задание, надо потренироваться и красиво прописать в тетради буквы и слова, которые там даны.
Пропись букв и словарного слова под контролем учителя.Правильная посадка при письме.
Объяснение правильного написания заглавной буквы М, написания словарного слова Москва и соединения букв в данном слове.
4. Обобщение и систематизация знаний
Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне
А вот сейчас мы посмотрим, какое же 1 задание нам приготовила Королева Грамматика (взять с 1 лепестка задание).
Задание № 1 (читает ученик).
"Ребята! Я вам предлагаю найти и исправить ошибки в одной работе школьника. Если исправите все ошибки, то этот лепесток распустится. Будьте внимательны!"
Рифмовка с элементами неправильного написания.
Самостоятельно, попробуйте исправить ошибки, а потом мы проверим, как хорошо у вас это получилось.
Я пишу в тетрад_: карова, а корова - нездорова!
Я пишу: сабака фомка, а собака лает громко.
Я пишу: белчонок тишка, а бельчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит: "Лучше правила учи_"
Дети работают устно над работой, представленной на доске; находят ошибки, исправляют их, доказывают и обосновывают свой ответ.
- Молодцы! Открывается 1 лепесток волшебного цветка.
2 лепесток.
- Выполняем следующее задание. Кто готов? (взять задание со 2 лепестка). Читаем.
Задание № 2 (читает ученик).
"Чтобы распустился следующий лепесток - поиграйте со своим учителем. Весёлой вам игры!"
Игра "Золотой ключик".
- Кто знает сказку "Золотой ключик"?
- Давайте вспомним имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".
• Деревянный мальчик:
Буратино
• Девочка с голубыми волосами:
Мальвина
• Лиса:
Алиса
• Кот:
Базилио
• Владелец кукольного театра:
Карабас-Барабас
- Как написаны все слова? (с большой буквы) - Почему?
- Давайте расположим имена и клички в алфавитном порядке
Дети выходят к доске с табличками в руках в алфавитном порядке: Алиса, Базилио, Буратино, Карабас-Барабас, Мальвина
- Молодцы! Хорошо поиграли! (открывается 2 лепесток цветка).
Какой же можно сделать вывод?
Вывод (дети формулируют правило):
3 лепесток.
-Посмотрим, что за задание на третьем лепестке
Задание № 3 (читает ученик).
"Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Покажите, как вы следите за своим здоровьем!"
Физкультминутка.
1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.
(открывается 3 лепесток волшебного цветка)
Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
4 лепесток
-Кто же прочитает следующее письмо Королевы?
Задание №4 (читает ученик).
"Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"
На доске:
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Улетел орёл за город орёл.
-Какой же можно сделать вывод?
Дети работают самостоятельно. Анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ.
Формулруют вывод. Вспоминая, что есть и
многозначные слова.
(открывается 4 лепесток волшебного цветка)
5 лепесток
Прочитаем, что же прислала Королева на пятом лепестке.
Задание № 5 (читает ученик). "
Сгруппируйте слова по группам и 6 лепесток волшебного цветка распустится!"
На доске:
Дружок, Лиза, Пушкин, Москва, Мурка, Маршак, Буренка, Саша, Аня, Самара, Барто, Наташа, Жучка
1 группа: имена, 2 группа: фамилии, 3 группа: клички, 4 группа: города,
Дети на доске распределяют слова в необходимые группы
Составьте с любым словом предложение и запишите его.
Устно составляют предложения и записывают их в тетрадь, подчеркивая заглавную букву в слове
(открывается 5 лепесток волшебного цветка)
6 лепесток
Задание № 6 (читает ученик).
"Ребята! Все жители в стране Грамматики знают, что вы можете работать на уроке самостоятельно. Попробуйте написать тест, в котром есть волшебные слова, после которых лепесток распустится.
А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет – «- ».
1 вариант
1. ирина
2. котёнок
3. воробей
4. россия
5. киев
6. страна
7. дядя
8. иванович
2 вариант
1. нина
2. река
3. жучка
4. мальчик
5. петрович
6. город
7. волга
8. александр
Выполняют тест на карточках.
Взаимопроверка. Обмениваются карточками с соседом по парте и проверяют работу по эталону, который находиться на доске
Контроль проверки работ и обсуждение допущенных ошибок .Просматривают допущенные ошибки.
(открывается 6 лепесток волшебного цветка)
- Молодцы, ребята! Все шесть лепестков волшебного цветка распустились. Осталась серединка. Не устали? Открываем последнее задание.
7. Рефлексия
Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
- И наконец читаем последнее послание Королевы Грамматики!
Задание (читает ученик).
"Ребята! Последнее вам задание. Ответьте на вопросы Злодея. Закончите предложения, и тогда волшебный цветок распустится, и все силы зла навсегда исчезнут. И опять в стране у нас будет мир, все будут дружить и веселиться! Вперёд к победе!"
1) Начало предложения пишется:.
2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся:.
3) Все географические названия пишутся:
Дети вслух заканчивают предложения, и весь цветок открывается.
- Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в стране все будут изучать науку грамматику. - А зачем знать эту науку? (ответы детей)
- Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от злого Злодея. На память об этом Королева Грамматика дарит вам всем медальки, желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам
Получают награды за помощь..
Домашнее задание.[/b]
Для вас она также приготовила домашнее задание не простое, а математическое.
Страница: (90-65)+35= 60
Упражнение: (86+14) + 3 = 103
Решение примеров.
Запись домашнего задания
Самооценка
В тетрадке на полях оцените себя(зелёный, желтый, красный) :
1ый кружок – то как вы работали на уроке
2ой кружок – то, как вы поняли данную тему
3ий кружок – ваше настроение после урока
Рисуют в столбик три круга, закрашивают их в определенные цвета.
- Урок закончен.
Всем большое спасибо за работ .
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса