Музыкальное занятие «Морской вояж на музыкальный остров Сокровищ» для старшего дошкольного возраста
Автор:Блинова Мария Анатольевна,музыкальный руководитель, МДОАУ «Детский сад №3«Одуванчик» комбинированного вида,Оренбургской области,г. Новотроицка.
Описание материала: Представляю вашему вниманию музыкальное занятие, путешествие для детей старшего дошкольного возраста и начальных классов школы,для внеклассной работы, можно использовать в летний период, для взрослых ознакомление музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начального звена школы, дополнительного образования в качестве досуга.
Цель:развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-художественную деятельность создание эмоционального благополучия.
Задачи:
1. Формирование ведущего компонента музыкальности–развитие эмоциональной отзывчивости на музыку при слушании классической музыки Прокофьева.
2. Способствовать коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей, уважительного отношения к старшим людям при помощи игротерапии.
3. Закрепить знания детей инструментов симфонического оркестра,с лейтмотивами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
4. Развивать коммуникативные навыки общения детей,мышление,внимание при совместном отгадывании музыкального кроссворда.
5. Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух,словарный запас для определения характера музыкального произведения и воспитание культуры слушания симфонической музыки.
6. Показать взаимосвязь животного и сказочного мира животных посредством музыкальных произведений.
Оборудование: ИТК слайды,иллюстрации по теме, компьютер музыкальное сопровождение фрагменты.
Место проведения:музыкальный зал,оформление чайки,волны,пальма под ней стоит сундук пирата, сверху атрибут кинжал Крюка,морской штурвал крутящийся,корабль,выстроенный из стройматериала,парус из ткани.
Персонаж взрослый:пират Крюк.
Ход:
Музыкальный руководитель:(
поёт детям)
«Утро раннее встаёт,
Всех нас петь,играть зовёт.
Встречи рада вам друзья,улыбаюсь я.»
Дети:
«Рады встрече с вами в зале,
В группе мы уже скучали,
Песен мы давно не пели,поиграть хотели.»(Поют в ответ дети)
Музыкальный руководитель:
«Так не будем мы скучать,
Время быстро пролетит.
Рында с корабля звучит,
Отплывает пароход,
Наш корабль:«Полный ход!»
Капитаном будет Петя,
Занимайте места дети.»
Дети проходят и садятся на импровизированный корабль со стульчиками,ведущий мальчик-капитан надевает головной убор,встаёт у штурвала.Звучит музыка Римского-Корсакова «Море» дети плывут на корабле и слушают классическое произведение.
Музыкальный руководитель:вот приплыли мы на остров дети и расскажем,кто же тут живёт на нашем волшебном,
музыкальном острове Сокровищ? Игра с движениями «На острове».
На острове живут гориллы-
скачут как мартышки на одной ноге,показывая ушки возле головы.
А так же крокодилы -
показывают пасть крокодила двумя руками,открывая плавно и закрывая.
Жирафы-
поднимаются на носочки,руки вверх,показывая рост жирафа.
Какаду -
машут крыльями как птицы.
И под камнем краб сидит,и клещнями шевелит -
дети соединяют ладони внизу,шевелят пальчиками,клещнями.
Музыкальный руководитель: «Ой,а кто же там сидит и сердито так глядит.
(На сундуке с кинжалом,бутофорским сидит пират Крюк.)
Кто-то любит серебро,ну а может злато.
Холод веет от него,злобою пирата.
Для меня ценней улыбки,радость близких и друзей, ребята.
Ни чего ценнее нет теплоты родных сердец.
Сколько проживу, верю в сердце – сейфе сохраню. »
Пират: «А теперь вас ждёт секрет!
Нужен мне один совет,как всё это разгадать!»
Пират протягивает свиток бумаги на нём задание
"Музыкальный кроссворд."
Музыкальный руководитель: «Чтоб к пиратам не попасть,
Дали нам задание,ну просто наказание.»
Пират: «Вы мне помогите кроссворд разрешите,
Сундучок с сокровищами отоприте.
Отгадайте все ответы,клеточки заполнив эти.»
Музыкальный руководитель: «Мы найдём один ответ
Что поют весной все дети,
Которые,живут на нашей планете?»
Музыкальный руководитель: это трудное задание рассчитываем на ваше понимание.
Пират: Полный вперёд,берёмся за труд,
Вас приключения,тайны,загадки, ждут!
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой.
Музыкальный руководитель:Помните,дети пират Крюк,очень коварный,он думает,что наши дети не знают звучание симфонических инструментов и не смогут открыть сундук.
А инструменты из
симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьев вам помогут.
(
При правильном ответе на вопросы дети,одновременно повторяют пройденный материал по симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьев,выбирая картинки с персонажами и слушая музыкальные отрывки.)
В 1936 году написал музыкальную симфоническую сказку Сергей Сергеевич Прокофьев.
(Слайд–портрет композитора)
А называется она
«симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором,который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме,в виде сказки. У каждого персонажа сказки своя музыкальная тема. Отважный пионер
Петя–главный герой сказки,его тема звучит в духе веселого марша,исполняют струнно-смычковая группа инструментов:
2 скрипки,альт и виолончель.
(Слайд–струнно-смычковые)–слушание темы.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете,какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Дети: весёлым,озорном,радостным.
Музыкальный руководитель: Хорошо! Следующий персонаж– это
птичка. (Слайд – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет
флейта,инструмент относится к деревянно-духовой группе,птичка веселая,беззаботная. Послушайте внимательно ее тему,чтобы потом ответить вопросы пирата Крюка.
Слушание темы.
Музыкальный руководитель: А кто из вас хочет изобразить злого
Волка? Его лейтмотив исполняют
валторны-инструменты медно-духовой группы.
(Танцевальное творчество детей)
Музыкальный руководитель: появляются охотники,идущие по следам Волка (
Слайд–охотники,ударные). Внимательно послушаем их тему и определим,какие инструменты ее исполняют.
Слушание темы.
Дети: барабаны,ударные инструменты.
Музыкальный руководитель: Верно, а именно литавры и барабаны.
Мы познакомились с вами на предыдущих музыкальных занятиях с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк»,увидели и услышали музыкальные инструменты,которые исполняют их лейтмотивы. Мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.
Музыкальный руководитель: тему кошки исполняет кларнет–из семейства деревянно-духовых инструментов. Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
(Слайд–кошка,кларнет)–слушание темы.
Тему утки исполняет гобой– деревянно-духовой инструмент
(Слайд–утка,гобой).Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря»-слушание темы.
Музыкальный руководитель:Какой изображает утку музыка?
Дети:медленная,спокойно идет по дороге.
Музыкальный руководитель: появляется дедушка Пети,обеспокоен тем,что Петя вышел за калитку,– ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». (
Слайд–дедушка, фагот) Его тему исполняет–фагот,инструмент деревянно-духовой группы,самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.
Слушание темы.
Пират: хватит пыхтеть,волшебство сундука вам не одолеть. И так приступаем,напоминаю,буквы кроссворда мы выложим сами.
Музыкальный руководитель: немного помогу вам с азбукой друзья,мы вместе,значит,справимся с заданием друзья.
Пират читает задания кроссворда,дети и музыкальный руководитель выкладывают ответ на полу,отдельно по пустому шаблону буквы.
Первые задания по вертикали.
2. "Эту песенку весной
Пропоём мы все с тобой,
Хоровод заведём и по кругу мы пойдём." (
«Веснянка»)
Дети исполняют песню,
хоровод «Веснянка» и выкладывают первое отгаданное слово.
3. Голос слышится гнусавый в ответ,если запоёт?
(Кларнет)
4. В переводе с немецкого это «рог».
С трубою схожа,вам скажет народ.
Духовой инструмент,без сомнений,бесспорно,
А зовется красиво он — это...
( Валторна )
7. Поёт круглый год,это духовой инструмент? (
Фагот)
9. Уточка спешит домой,значит,тут звучит? (
Гобой)
Пират говорит.
Вторые задания по горизонтали.
1. Сверчит сверчок,поёт смычок?
(Скрипка)
5. Сильный грохот,БАМ - БАМ - БАМ,то играет? (Барабан)
6. Начинается апрель,
Пропоёт нам всем… (Свирель)
8. Очень большая,самая огромная труба и зовётся она? (Туба)
10. В море и в земле зарыт,
Ищет каждый его пират.
Получить очень рад,
Большой,огромный.
(Клад)
Пират:Только клад я вам всё равно не отдам.
1 ребёнок: Нашим кладом, богатством является классическая музыка,которая сопровождала во время всего нашего морского путешествия.
2 ребёнок:Да звери и птицы из симфонической сказки Сергей Сергеевич Прокофьева «Петя и волк» поняли, быть злым очень плохо вот к чему–это приводит.
Музыкальный руководитель: уважаемый пират,не пора бы вам освоить мирную профессию и пойти работать,да и скучно одному жить на острове,даже будучи таким богатым ты всё равно остаёшься злым,одиноким и несчастным. Правда,дети?
Дети: верно,быть злым и жадным плохо,нигде не работать,не учиться то же.
Музыкальный руководитель:
Знает пират Крюк,топить корабли весною очень плохо!
И чтобы вылечить недуг,решил он вдруг.
Пират:
«На сушу,я сойду,домой!
Прощай разбой!
Поеду к матери-старухе.»
Уж сколько лет она сидит,
Одна грустит,ждёт непутёвого сыночка.
Дождь с крыши льёт,труба течёт,спина так ломит,что кричать охота.
Когда же сынок домой придёт,дом ремонтировать поможет.
И вместе мы втроём с котом все славно заживём.
«А эхо- хо,бросаю всё!»,- сказал пират и сделал так.
Делай добро,в почёте оно план карты обратного пути!(отдаёт карту детям)
Музыкальный руководитель:
Домой плыви и песня звени.
Дети садятся на корабль, плывут в садик и поют
песню «Если с другом вышел путь».
Музыкальный руководитель: посмотрите письмо, пришло на почту от капитана Крюка. Читает вслух детям.
"И вот много лет живу я без бед и песню «Веснянку» пою.
И вам пожелания:счастья всем шлю!"
Музыкальный руководитель: дружба и музыка,творит просто чудеса. Наше морское путешествие,вояж закончился.
«Пора нам прощаться друзья,
А завтра мы встретимся вновь,
Найти, чтоб новых друзей,приключения встретим мы с тобой.»
Дети поют:«Спасибо в музыкальном зале,
Совсем,сегодня не скучали,
Так много нового узнали.
И даже Крюка злого перевоспитали.»
Дети выходят из зала,звучит музыка Сен-Санс «Аквариум».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы