Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеллектуальная игра с ответами и презентацией, 9 класс. Животные и физика

Внеклассное мероприятие для школьников "4 октября – Всемирному дню защиты животных". Интеллектуальная игра «Животные и физика»
Разработала: учитель физики КГУ «СШ№13» Гановичева М.А.
Описание: игра разработана и проводится к знаменательной дате 4 октября – Всемирному дню защиты животных. Вопросы интеллектуальной игры затрагивают механические, тепловые и электрические явления, оптику; рассчитаны на учеников 9-х классов. Количество участников от 10 до 20 человек.

Назначение: Обмен опытом с коллегами по организации внеурочных интегрированных мероприятий.
Цель: демонстрация практической значимости физических знаний для понимания законов живой природы.
Задачи:
формировать умение применять физические знания в нестандартных ситуациях,
способствовать активному восприятию окружающей действительности,
развивать лидерские качества,
воспитывать познавательный интерес, целеустремленность, настойчивость.
Материальное обеспечение мероприятия: тестовые задания на каждого участника для первого тура, проектор, видеофрагмент или аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья…», вопросы викторины в презентации для третьего тура, музыкальные аудиозаписи для фона во время работы учеников


Конспект мероприятия:
Ведущий:
Физика – это наука о природе, которая относится к естествознанию. Главная цель физики - изучение природных явлений. Видя сложность и красоту живого мира, попытаемся представить его в виде модели из элементарных кирпичиков. Они подчиняются универсальным законам: для живых организмов применимы те же законы, что и для неодушевлённой природы. Сегодня мы попытаемся найти эти "кирпичики", универсальные закономерности и взаимосвязи.
Первый тур: отборочный
Задание: Выбрать и письменно записать правильные варианты ответов на тестовые вопросы.
1. Эти животные плавают за счет ритмичных изгибов тела.
a) Змеи,
b) Медузы,
c) Акулы,
d) Крабы.

2. По мнению Ньютона, каракатица использует при своем передвижении именно этот закон?
a) Первый закон Ньютона,
b) Второй закон Ньютона,
c) Третий закон Ньютона,
d) Все три закона Ньютона.

3. Гальвани смог открыть «животное» электричество благодаря…
a) Корове,
b) Кошке,
c) Лягушке,
d) Черепахе.

4. Говорят, что эта сила помогает белке-летяге совершать «планирующие» спуски с дерева на дерево?
a) Сила упругости,
b) Сила сопротивления,
c) Сила тяжести,
d) Сила трения.

5. Охотники рассказывают, что куропатки зимой ночуют в снегу. Почему?
a) Снег плохой проводник тепла,
b) Крылья слабые и не могут поднять птицу в воздух,
c) Снег хороший проводник тепла,
d) Прячутся от хищников.

6. Какой вид движения, используемый сегодня в самолетах, используют для передвижения кальмары?
a) Криволинейное,
b) Равноускоренное,
c) Прямолинейное ,
d) Реактивное.

7. Животных выталкивает из воды сила, названная в честь …
a) Ньютона,
b) Архимеда,
c) Аристотеля,
d) Галилея.

8. Важное отличие глаза рыб от глаза млекопитающих
a) Выпукло-вогнутый хрусталик,
b) Отсутствие глазных мышц,
c) Круглый хрусталик,
d) Фасетчатое строение.

9. Почему трудно подкрасться к зайцу, не спугнув его?
a) Хороший вестибулярный аппарат,
b) Хорошо видит впереди и сзади,
c) Отличное обоняние,
d) Развитая интуиция.

10. Исследователи морских глубин называют особое свечение, которое излучают глубоководные рыбы, подманивая жертв…
a) Люминесцентное,
b) Тепловое,
c) Рентгеновское,
d) Ультрафиолетовое.

Победителями отборочного тура становятся те, кто быстрее других (при условии правильных ответов, которые отмечены курсивом) справятся с письменным тестом. Три победителя продолжают игру и могут выбрать себе группу поддержки, с которыми будут совещаться, отвечая на вопросы второго и третьего тура.
Второй тур
Это задание определяет порядок, в котором три участника будут отвечать на вопросы. 
Ведущий зачитывает текст стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья…»



Вопрос: Что делает ученый кот с точки зрения физики в данном стихотворении ?
меняет плотность,
совершает работу,
находится в относительном покое,
излучает электромагнитные волны,
движется с центростремительным ускорением,
перемещается,

увеличивает свою внутреннюю энергию.

Участник, первым выбравший все правильные варианты ответов (они выделены жирным шрифтом) получает возможность отвечать первым. Следующий становится вторым, аналогично определяется третий.
Третий тур
Участники отвечают в соответствии с жеребьевкой после Второго тура. Ведущий зачитывает вопросы устно, участник отвечает устно. В случае отсутствия правильного ответа, вопрос переадресуется соперникам.
1. Зачем зайцы быстро-быстро стучат лапами по земле?

Так они передают своим сородичам сообщения о местонахождении пищи, приближающейся опасности и прочем.

2. Почему ящерицы, обитающие в пустыне, часто забираются на верхушки кустарников в полдень?

Так ящерицы спасаются от жары. В полдень песок в пустыне сильно нагревается, а на вершине кустарника температура обычно бывает ниже на несколько градусов.

3. Какую роль играет при плавании рыбы её пузырь?

Пузырь помогает рыбе оставаться на определенной глубине. Там, где вес вытесняемой рыбой воды равен весу самой рыбы (закон Архимеда). Когда же рыба хочет погрузиться ниже этого уровня или всплыть вверх, она пользуется плавниками.

4. Как летучие мыши охотятся в полной темноте?

При охоте летучая мышь сканирует пространство вокруг себя сериями ультразвуковых криков, а при обнаружении жертвы издаёт ещё более быструю серию криков для точного определения её местоположения.

5. Медузы заранее чувствуют приближение шторма, почему?

Во время шторма трение волн о воздух порождает инфразвуки, которые с большой скоростью распространяются по воде. Они недоступные для человеческого слуха, но медузы слышат их за много часов до шторма.

6. Почему акулу называют электроищейкой?

У акулы имеются электро-рецепторные клетки в виде канала вдоль тела для ориентации и охоты. Этот хищник способен обнаружить скрытую под слоем песка камбалу только по электрическим полям, возникающим вокруг мышц жертвы при дыхательных движениях.

7. Почему собака в жару высовывает язык?

У собак нет потовыделяющих желез. Если повышается температура окружающей среды, собака высовывает свой язык и начинает активно дышать. Влага быстро испаряется с поверхности собачьего языка, в результате чего и происходит охлаждение всего организма.

8. Почему кошка, из какого бы положения ни начинала падать, всегда приземляется на лапы?

В момент падения кошка начинает быстро вращать хвостом до тех пор, пока лапки не оказываются внизу.

9. Зачем рыбам нужны продольные гребни на чешуе?

Продольный рельеф на чешуе рыбы разбивает поток воды. Он создает струйное течение, препятствующее образованию вихрей, рыба встречает меньшее гидродинамическое сопротивление, а значит плывет быстрее.

10. Почему насекомые легко ориентируются, не вращая головой?

Благодаря устройству фасеточных глаз в виде двух полусфер с огромным количеством оматидиев, образующих в целом сферу, насекомые видят пространство и предметы со всех сторон. Они легко запоминают и находят нужные им координаты.

11. Как пчеловоды определяют, что пчела летит, нагруженная медом?

Крылышки нагруженной пчелы издают звук более низкого тона, чем ненагруженной. Ведь звук зависит от частоты колебаний крыльев. Пчела взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда летит свободно, и всего 330 раз в секунду, когда летит нагруженная медом.

12. Почему у совы необычное широкое и круглое лицо?

Так называемый лицевой диск из перьев – это сложнейшая звукоулавливающая конструкция, своеобразное «ухо». Птица слышит сразу в трех измерениях. Ловя звук, сова двигает головой.

 13. Почему ворона всегда сидит лицом к ветру?

В этом случае ветер обтекает, а не ворошит перья. Благодаря перьям и пуховому покрову тело вороны остается окруженным слоем воздуха, который изолирует птицу от холода зимой и от жары летом.

14. Что защищает северных оленей от холода?

У оленя особые шерстинки, пустотелые, наполненные воздухом. Такая шерсть хорошо защищает оленя от холода, так как воздух плохой проводник тепла.

15. Как греются в мороз дикие утки ?

Утки ныряют ко дну водоемов, там температура воды держится около +4 градусов Цельсия. Грудь и брюшко утки покрыты густым пухом, который сверху покрыт перьями, защищающими тело птицы от соприкосновения с водой.

Ответы оцениваются и определяются победители. Так как в третьем туре участвуют три человека, они получают 1,2,3 места по количеству верных ответов.

Ведущий: Сегодня мы думали и искали физическое объяснение многим особенностям поведения и анатомического строения животных. Любите животных, ведь они, как и мы - часть природы.
Родная природа - это осенние деревья во дворе, дуновения теплого ветерка, птичьи стаи, которые кружат в небе... это все наша природа... Умейте видеть красоту в том, что вас окружает!
Презентация на тему: Интеллектуальная игра «Животные и физика»

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра по технологии для девочек 5-6 классов Рассказ для школьников. Мои любимые парнокопытные Игра по станциям для школьников. Наука и техника Квест игра «Военная тайна» для школьников 9 класса с презентацией

Похожие статьи:

Интеллектуальные игры для школьников

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Викторина «Своя игра», 9-11 класс

Участник №22 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 июля по 5 октября 2019 года
План работы классного руководителя на год | Конспект урока физики «Сгорание топлива», 8 класс
Опубликовано: 1644 дня назад (28 сентября 2019)
Просмотров: 3968
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Ирина Николаевна Кириллова # 28 сентября 2019 в 19:11 +2
Добрый вечер, Мария Анатольевна! Мне очень понравилась Ваша интеллектуальная игра "Животные и физика". Прекрасный способ интеграции физики и познаний окружающего мира. Я думаю, что ребята увлекательно провели время на таком мероприятии и показали свои физические знания в нестандартных ситуациях. С удовольствием голосу за Ваш творческий подход к урокам! Удачи и всего доброго!
Ольга Андреевна Зубарь # 29 сентября 2019 в 09:08 +2
Очень интеречный подхот к раскрытию темы..интересный путь в мир животных через физику или наоборот)) в физику через мир природы.браво...мне понравилось очень...
Наталья Николаевна Бывальцева # 29 сентября 2019 в 14:15 +3
Отличная работа. Мне было интересно. Богатый видио ряд и интеллектуальное наполнение. Интеграция двух дисциплин, это ценно.
Ольга Васильевна Яковлева # 29 сентября 2019 в 17:58 +4
Мария Анатольевна, здравствуйте! Очень интересная познавательная игра! Отличная презентация! Прекрасный способ познания окружающего мира! Творческих успехов! голос
Валентина Николаевна Матвиенко # 29 сентября 2019 в 21:44 +8
Мария Анатольевна, с удовольствием ознакомилась с содержанием интеллектуальной игры "Животные и физика"! Замечательное мероприятие! Увлекательное, интересное, познавательное! Вопросы к каждому туру очень интересные (особенно впечатлил второй тур)! Думаю, ребята продемонстрировали высокий уровень физических знаний для понимания законов живой природы.Цель и задачи реализованы! Работа оформлена замечательно! Браво! Спасибо! Творческого вдохновения! Голос!!!
Ольга Станиславовна Средина # 30 сентября 2019 в 19:20 +3
Мария Анатольевна, здравствуйте! Очень интересная познавательная игра!
Просто понятно увлекательно!
ГОЛОС!
Елена Грехнева # 9 октября 2019 в 19:11 +2
Добрый день. Интересный подход к подаче информации. ТАкже показана межпредметная связь межд физикой и биологией.спасибо за материал.
Мира Симеунович # 13 октября 2019 в 21:17 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Я с удовольствием прочитала Вашу интеллектуальную игру. Мне она очень понравилась! Вы прекрасно показали связь разных явлений в природе с физикой. Необычные данные о животных можно объяснить законами физики. По-моему, это прекрасный вид поднятия интереса учащихся и за природу, и за науку. Вы продемонстрировали применение знаний на практике – для понимания законов физики и более активного восприятия окружающего мира. Замечательная работа! Творческих Вам успехов! С большим удовольствием голосую!