Урок физики в 8 классе «Сгорание топлива»
Описание: урок запланирован для учащихся 8 класса, он позволяет активизировать знания о тепловых процессах с использованием стратегии
«6 шляп мышления».
Урок призван формировать экологическую культуру учащихся, способность к анализу, умению формулировать свою точку зрения, работать в команде, применять полученные знания в жизни.
Диаграмма мирового потребления энергии.
Цель: оценка экологического влияния сгорания топлива на состояние окружающей среды.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о следующих физических понятиях «топливо», «энергия топлива», «удельная теплота сгорания», совершенствовать умения применять знания при решении задач.
Развивающая: формировать интеллектуальные компетенции: сравнение, анализ, обобщение, оценка.
Воспитательная: формировать сознательную дисциплину, трудолюбие, коммуникативные компетенции. Развивать экологическую культуру.
Ход урока
1. Оргмомент.
Психологический настрой: Доброе начало через пожелания.
Первым свое пожелание говорит учитель, передавая миниатюрную зажженную свечу. Тот, кому досталась свеча, с добрыми словами передает ее следующему ученику.
Приятно начинать урок с теплых и душевных слов.
2. Мотивация к получению новых знаний.
Какие тепловые процессы нам известны?
Как можно изменить агрегатное состояние тела?
Что происходит с внутренней энергией при переходе тела из одного агрегатного состояния в другое?
Какие виды топлива вы знаете?
Совместная формулировка с учащимися цели урока, обсуждение правил работы и хода урока в соответствии с правилами стратегии «6 шляп мышления». Правила можно посмотреть в конспекте внеурочного мероприятия
https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/vneurochnoe-zanjatie-po-fizike-s-prezentaciei-9-klas.html
Деление на группы: учащиеся при помощи полученных шляп определяют состав групп.
3. Групповая работа:
Группа 1 (белая шляпа)
Как образуется энергия топлива и как ее рассчитать?
Группа 2 (желтая шляпа)
Где применяется энергия топлива?
Группа 3 (красная шляпа)
Какое значение в нашей жизни имеет использование топлива?
Группа 4 (черная шляпа)
Какие экологические проблемы возникают при использования топлива?
Группа 5 (зеленая шляпа)
Какие альтернативы сжиганию топлива существуют? Как еще можно получать тепловую энергию?
Группа 6 (синяя шляпа)
В чем плюсы и минусы углеводородного топлива? Какие проблемы существуют при его использовании? Пути решения этих проблем.
3. Работа с ресурсами – чтение с пометками и представление собственного мнения в соответствии с цветом шляпы.
В качестве ресурса можно использовать текст учебника или статьи и видео на познавательных сайтах (при наличии материального обеспечения в виде компьютеров с подключением интернета).
Презентация коллективного мнения.
Формативное оценивание: три хлопка.
4. Решение разноуровневых задач
Ученик выбирает одну задачу и решает.
При решении задач любого уровня учитель просит учащихся показывать ему сигнал поднятой рукой, свидетельствующий о возможном непонимании материала. В таком случае оказывается консультативная помощь.
Уровень А
Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании 200 г бензина. (удельная теплота сгорания бензина 44 МДж/кг)
Уровень В
Сколько теплоты выделится при полном сгорании сухих сосновых дров объемом 5 метров кубических? (плотность сухой сосны 480 кг/м3, удельная теплота сгорания 15 МДж/кг)
Уровень С
Сколько нужно сжечь природного газа, чтобы вскипятить 2 л воды. (Вода при комнатной температуре 20 градусов Цельсия, удельная теплота сгорания газа 46 МДж/кг) )
Самопроверка:
Уровень А выделится 8,8 МДж тепла.
Уровень В выделится 36 ГДж тепла.
Уровень С нужно сжечь 14 грамм газа.
Обратная связь: сигналы рукой:
Я понимаю __ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю __ (большой палец руки направлен вниз)
5. Обобщение: загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива относится к одной из глобальных проблем в современном мире.
Для сжигания одного килограмма углеводородного топлива тратится от 12 до 25 и более килограммов атмосферного воздуха - азот (около 78 процентов) и кислород (около 21 процента). В реакциях окисления участвует только кислород воздуха, а все другие компоненты выбрасываются в воздушный бассейн в виде экологически опасных загрязнителей, преобладающими из которых являются оксиды и диоксиды азота.
При этом весь воздух нагревается и загрязняется дымовыми газами. Токсичность выбрасываемых в окружающую воздушную среду дыма, отработанных и выхлопных газов зависит от качества, сорта и вида сжигаемого углеводородного топлива. Использование дров, водорода, угля менее вредны по сравнению с нефтепродуктами. Для сохранения экологического здоровья нашей планеты следует ограничивать применение нефтепродуктов в автомобильном, воздушном, морском и железнодорожном транспорте. А так же использовать альтернативные источники энергии для промышленного производства и обеспечения энергетических потребностей населения.
6. Рефлексия.
Метод «Пирамида»
1. О чем был урок сегодня? (1 словом)
2. Особенности (2 словами)
3. Основные физические величины (3 словами)
4. Ваши эмоции (4 словами)
5. Ваше мнение о проделанной работе (5 словами)
7. Домашнее задание:
обязательное: таблица «Перспективы использования неисчерпаемых и возобновляемых энергетических ресурсов».
по желанию: придумать вопросы для игры «Верю -не верю» по теме «Сгорание топлива».
Учебник: Кронгарт Б.А., Насохова Ш.Б. Физика, Учебник для 8 кл. общеобразовательных школ — Алматы: Мектеп, 2018
Рекомендуем посмотреть:
Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс
План-конспект урока физики. Решение задач. (8 класс. Электростатика)
План-конспект урока по физике в 8 классе по теме: Конвекция
Исследовательская работа по физике с презентацией, 8 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»