Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час на тему «Государство и человек: конфликт интересов», 9 класс

Разработка классного часа для 9 класса на тему «Государство и человек: конфликт интересов»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, классный руководитель.
Описание: Классный час учит основам правовой и общественной грамотности учащихся 14-16 лет. Предшествующая подготовительная работа для учащихся: подобрать примеры коррупционных преступлений и деяний. Ученики объединяются в группы свободным выбором.

Цель:   формирование  антикоррупционного мировоззрения, нравственных ценностей, а также навыков самоконтроля и взаимоконтроля за случаями проявления коррупции.

Задачи:
Познакомить с причинами, формами проявления коррупции, вредными последствиях данного явления;
Формировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления;
Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Ход классного часа: 
1. Вводная часть
Сегодня мы с вами поговорим конфликте интересов. Так называют ситуацию, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия им решения в ущерб интересам общества.
Каждый человек должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. Особенно важно понимать правовые последствия любого вашего действия. 
Зачастую причиной конфликта интересов государства и человека является такое явление, как коррупция.
Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
(Каждый ученик называет свою ассоциацию: взятка, подкуп, обман, мошенничество).

2. Знакомство с новой темой

Коррупция (от лат.corruptio-подкуп) - процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
Издавна появился обычай делать подарки, чтобы добиться расположения представителей власти. Дорогой подарок выделял человека среди других и способствовал тому, чтобы его просьбы выполнялись.
По мере усложнения государственного аппарата появились профессиональные чиновники, которые, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике же они стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. 

Виды коррупции.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.  
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Политическая коррупция относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб общественных.

Перечень коррупционных уголовных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан:
Совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или должностным лицом (части 3 статей) ст. 189 Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному.
ст. 190 Мошеничество,
ст. 215 Лжепредпринимательство,
ст. 218 Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступных путем,
ст. 234 Экономическая контрабанда,
ст. 249 Рейдерство,
ст. 361 Злоупотребление должностными полномочиями,
ст. 362 Превышение власти или должностных полномочий,
ст. 364 Незаконное участие в предпринимательской деятельности,
ст. 365 Воспрепятсвование законной предпринимательской деятельности,
ст. 366 Получение взятки,
ст. 367 Дача взятки,
ст. 368 Посредничество во взяточничестве,
ст. 369 Служебный подлог,
ст. 370 Бездействие по службе

3. Самостоятельная работа в группах.
Рассмотрите ситуации, представленные на карточках и ответьте на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуация1:
Таможенник обнаружил неоформленный багаж, владелец заплатил сотруднику таможни, который взял деньги, вместо составления протокола и отпустил контробандиста.

(Взятка. Последствия: падение авторитета представителей таможни )

Ситуация 2:
Государственный служащий, отвечающий за очередность бесплатных операций в больнице, намекает родственникам больных, что за деньги может изменить порядок предоставления медицинской помощи.

( Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие. Последствия: подрыв веры людей в справедливость. )

Ситуация 3:
Журналист забирает с работы фотоаппарат и использует его для подработки в качестве свадебного фотографа.
(Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Последствия: материальный урон бюджету государства .)

Ситуация 4:
Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение о предоставлении нового оборудования в школу.

(Волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки. Последствия: недоверие к органам власти)

Ситуация 5:

Администрация завода назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей.
( Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. Последствия: подрыв веры людей в институты демократии, в законность.)

Ситуация 6:
Во время отпуска (или в воскресние дни) директор компании настаивает на выходе работников на субботник.  

( Злоупотребление полномочиями. Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам  интересам граждан, подрыв веры людей в в справедливость.)

Сферы деятельности, в наибольшей степени подвержены коррупции:
1. Таможенные службы;
2. Медицинские организации;
3. Автоинспекции;
4. Судебные органы;
5. Налоговые органы;
6. Правоохранительные органы;
7. Получение кредитов;
8. Надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
9. Освобождение от призыва на военную службу;
10. Поступление в ВУЗы и многие др.


Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения.
Как вы думаете, какие меры помогли бы нашему правительству бороться с коррупцией? (ответы записываются на доске)
1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов, образования, медицины.
2. Общественное порицание коррупционеров (публикации в СМИ, показательные суды).
3. Отчеты о доходах чиновников.
4. Конкурсы при приеме на работу. Равные условия для всех.
5. Запрет заниматься той работой, где допустили коррупционные нарушения.
6. Ужесточить законы в отношении коррупционеров, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна.


Уголовная ответственность и наказания за некоторые коррупционные преступления:
1. За получение взятки может быть назначен штраф в размере 50-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 5 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. В случае получения взятки преступной группой или в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 80-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 10 до 15 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. За осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления - штраф 600 МРП.
4. За непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией - штраф 100 МРП.

4. Закрепление
Кроссворд: «Необходимые качества»

1. Качество человека, соблюдающего все правила приличия. (воспитанность)
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (справедливость)
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность)
4. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (порядочность)

5. Рефлексия. «Дерево». 
Мы выяснили с вами причины и способы разрешения конфликта интересов государства и человека.
Я предлагаю вам на трафаретах листочка написать, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов. 

6. Итог.
Бороться с коррупцией можно и нужно.
Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не нарушая закон, давая отпор коррупционерам и взяточникам.
Сообщить о фактах коррупции в Национальное бюро противодействию коррупции можно
1. Письменно по почтовому адресу: город Астана, улица Сейфуллина,
2.Посредством портала «Электронного правительства» egov.kz, при наличии электронной цифровой подписи.
3. Обратившись в Сall-centr Антикоррупционной службы на номер 1424.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов

Похожие статьи:

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Конспект игрового занятия о плавании с презентацией | Плетение из газетных трубочек: Цветок сакуры. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 1077 дней назад (14 июня 2019)
Просмотров: 5053
Рубрика: Размышления
+9
Голосов: 9
Берик Галымжанович Копжасаров # 24 июня 2019 в 11:00 +1
Здравствуйте, мне понравился классный час. Сегодня люди перестали видеть различия между подарком, подкупом, откатом. Дети должны знать какие действия могут привести к негативным последствиям ( штраф, уголовное наказание с лишением свободы). Поэтому работа нужная и для многих полезная.Голос!
Валентина Николаевна Матвиенко # 24 июня 2019 в 23:04 +10
Мария Анатольевна, спасибо за интересную разработку классного часа! Актуально! Познавательно! Ход мероприятия логически выстроен, дана информация о видах коррупции и дан перечень коррупционных уголовных преступлений. Учите детей думать, рассуждать, делать выводы(подобраны разнообразные ситуации). Сделаны выводы, подведён итог.Думаю, девятиклассникам было интересно! Предупреждён(осведомлён)-- значит вооружён! Успехов! Голос!
Константин Андреевич Панфилов # 26 июня 2019 в 12:04 +2
Добрый день, а вот интересный момент про ст. 215 Лжепредпринимательство. Ведь некоторые ученики уже с начальных классов занимаются именно этим, взяв пример со старших в семье или близких. Средне и старшее звено их закаляет а на выходе получается личность для данных профессий. Я понимаю , что речь шла про Казахстан , просто как картина маслом. Материал суперский. Спасибо)
Ольга Андреевна Ильичева # 29 июня 2019 в 03:15 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за Ваш труд! Вы развиваете и образовываете детей- подростков. Учите отличать добро от зла и нести ответственность за свои поступки. Примите пожалуйста мой голос!
Галина Васильевна Егорова # 16 июля 2019 в 12:32 +1
С интересом прочитала ваш материал. В легкой форме вы знакомите детей с коррупцией, ее формами проявления. Прививаете желание жить и работать честно, достойно. Подводите итог занятия в виде кроссворда. Материал актуальный, любознательный и познавательный. Примите голос.