Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра «Национальные костюмы разных народов» для школьников 5-9 класса. Конспект

Конспект игры для школьников средних классов «Национальные костюмы разных народов»

Автор: Гановичева Мария Анатольевна.

Описание: мероприятие разработано для школьников 5-9 класса.Текст о костюмах и игру можно разделить по абзацам и организовать самостоятельное проведение игры школьниками. Презентацию следует поручить разработать старшеклассникам, можно подготовить плакаты с костюмами, надеть на учащихся национальные костюмы.
Выполнение заданий не оценивается баллами, так как главное создать ситуацию успеха для каждого участника и заинтересовать культурой других народов. Тем не менее важна общая положительная оценка работы каждого в виде похвал и комплиментов.
Назначение: разработка может использоваться как классный час, беседа в преддверии Дня единства народов Казахстана, коллективное творческое дело класса.

Цель: формирование национальной идентичности и сопричастности к социокультурной среде других народов.
Задачи:

- развитие толерантности и интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, традициям в одежде,
- развитие коммуникативных навыков: умение и желание помогать друг другу, уважать и ценить отношение между собой.
Ход мероприятия:

Наша Республика — это страна разных народов, в Казахстане проживает более ста национальностей. Исторически у каждого народа сложился уникальный по своему внешнему облику национальной костюм. У каждого народа он по своему прекрасен и несет на себе отпечаток предыдущих поколений.

Сегодня мы проверим ваши знания о трех национальных костюмах: казахском, русском и украинском.


Казахский традиционный национальный костюм чаще всего шили из кожи, меха, домотканого сукна из верблюжьей шерсти. Тонкий войлок – также один из древнейших материалов для изготовления одежды у казахов. Позднее шили одежду и из шёлка, парчи, бархата, хлопчатобумажных тканей.

Мужская одежда казахов состоит из нательной рубашки, широких штанов, бешпета (верхняя легкая приталенная одежда на подкладке до колен), шапана (просторный, длинный халат), тюбетейки, одеваемой под войлочную или меховую шапку, кожаных сапог.
Ношение нескольких халатов даже в тёплую погоду подчёркивало богатство хозяина. Зимой носили шубы — тон из кожи с меховой отделкой.
Постоянно, даже дома, мужчины носили головной убор, чаще небольшую, круглую матерчатую шапочку-тюбетейку – такия. Шапка с меховой оторочкой на войлочной основе, снаружи покрытая тканью – борік – носилась как мужчинами, так и девушками. Девичьи шапки были украшены подвесками, пучками перьев филина, цапли или павлина.
На ногах носили легкие сапоги для верховой езды ичиги - маси, украшенные накладками серебряныеми бляшками. 
Комплект женской одежды сильно различается в зависимости от возраста и семейного положения женщины.
Девушки носили лёгкое, приталенное платье – косетек, украшенного двумя-тремя оборками –желбезек; нижнюю рубахи из белой ткани – ішкийлек; нижних штанов – дамбал; приталенной бархатной безрукавки – камзол, богато отделанной разнообразной вышивкой.
Завершали девичий костюм такия – маленькая шапочка, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, бусинками кораллов и перьями филина; белбеу – кожаный или бархатный пояс; етік – лёгкие сапожки на высоком каблуке из крашеной кожи.

Проверим вашу внимательность игрой – «Вопрос-ответ»
1. Из каких материалов шьют традиционную казахскую одежду?
( кожи, меха, домотканого сукна из верблюжьей шерсти, тонкого войлока).
2. Почему летом казахские мужчины могли носить несколько халатов?
( чтобы подчеркнуть богатство хозяина).
3. Элемент, которым обязательно украшали подол платью девушки?
( две-три оборки).
4. Как называется казахский головной убор с меховой оторочкой, который носили мужчины и молодые девушки? (борік)
5. Перьями какой птицы украшался головной убор девушки? (филина)

Для русского национального костюма основными материалами были лен и шерсть, реже шелк. Верхняя одежда у зажиточных украшалась золотым и серебряным шитьем, драгоценностями, мехами. 

Мужчины носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы.
Рубахи шили из льняной ткани различных цветов длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками.
Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. Позднее стали носить сапоги.
Основой русского женского народного костюма являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали сарафан, поневу, запону или нагрудник.
Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.
Запона представляла собой прямое платье без рукавов с круглым вырезом, с разрезами по бокам от талии донизу. Запону подвязывали шнурком.
Сарафан – это верхнее платье без рукавов на бретелях, с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета.

По головному убору можно было судить о семейном положении женщины.
Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника.
Богатые носят кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. 

Игра «Пропущенные слова»
В пословицы об одежде вставить пропущенные слова
За словом в …….…. не лезут. (карман)
По …………. встречают, по уму провожают. (одежке)
В хорошем ………….. и пенек красивый. (платье)
Два …………….. – пара. (сапога)
Береги …………… снову, а честь смолоду. (платье)
Друг лучше старый, а ………… новая. (одежда)
На воре и ……… горит. (шапка)
С миру по …………… - голому рубаха. (нитке)
Какова пряха, такова на ней ……………. (рубаха)


Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи (вышиванки), жилета, поневы, дерги или запаски. Зимой носили теплые жупаны.
Запаска напоминает фартук, это кусок ткани, к верхним углам которого пришивали тонкие пояски, чтобы закреплять запаску на талии. Одновременно надевались две запаски разного цвета: одна сзади, другая спереди. В такой юбке было удобно двигаться и управляться по хозяйству.
Дерга состояла из трех кусков черной плотной ткани. Длина юбки-дерги 60 – 70 сантиметров, а ширина до трех метров, которые плотно облегали фигуру женщины, а сверху, на талии, связывались широким мягким поясом.
В праздничные дни украинки надевали плахту из шерстяную клетчатую ткань длиной до четырех метров, украшенную вышивкой и тесьмой из шерстяных и шелковых нитей.
Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки.
На ноги одевали сапожки -кожаные чоботы.
Среди украшений очень популярны коралловые бусы, но любят украинки и разноцветные бусы из разных материалов.
Мужской костюм состоял из расшитой сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса.
Пояса использовали для обвязывания одежды на талии мужчины. Кроме практичного значения, они имели и функцию оберега от злых сил и недобрых людей. Для праздничных костюмов шили длинные, до 4 метров, пояса, которые надо было обмотать вокруг талии несколько раз. Ткани для поясов брали красочные, а оба конца пояса украшались красивыми длинными кистями
Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, лапти, среди зажиточных — сапоги.
В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана. 

Проверочный тест
1. Как называется расшитая рубаха?
a) рубище
b) косоворотка
c) вышиванка
d) койлек
e) гимнастерка
2. Праздничная женская юбка, длиной до 4 метров, которую заворачивали вокруг талии.
a) Понева
b) дерга
c) передник
d) запаска
e) плахта
3. На голову молодые девушки надевали…
a) платок
b) венок
c) кокошник
d) кику
e) повойник
4. Как называются широкие мужские штаны?
a) шаровары
b) галифе
c) клеш
d) онучи
e) порты

Подведение итога.

 Многонациональна наша республика: казахи и русские, украинцы и белорусы, татары и немцы, корейцы и поляки, узбеки и уйгуры, и многие-многие другие – люди всех национальностей живут в мире и согласии. В классах нашей школы учатся дети разных народов, и это нисколько не мешает им дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу.
- Кто пришел к нам с радостью  - помашите правой рукой.
- Если вы уверены в своих силах - хлопните в ладоши. 
- Считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальности— встаньте.
- Кому понравилось мероприятие - сделайте шаг вперед.
- Кто считаете себя патриотами - поднимите обе руки вверх.
- Давайте поблагодарим друг друга за...
Учитель начинает отмечать успехи, говоря комплименты, учащиеся должны продолжить.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Можно дополнить игру раскрашиванием изображений людей в национальных костюмах. Шаблоны ниже:



Рекомендуем посмотреть:

Как воспитать толерантного человека? Игра "Счастливый случай" для учащихся 6 класса Квест - игра для учащихся 5-8 классов. Конспект

Похожие статьи:

Игровые программы для детей школьного возраста. Сценарии

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2019
Самоанализ работы классного руководителя за год | Конспект внеклассного игрового занятия «Знакомство с корейской нацией», 5-9 класс
Опубликовано: 1735 дней назад (29 июня 2019)
Просмотров: 16519
+8
Голосов: 8
Вера Валерьевна Павлова # 30 июня 2019 в 07:45 +3
Доброго дня, Мария Анатольевна!
Вы предложили интересную, актуальную публикацию Конспект игры «Национальные костюмы разных народов»
Материал познавательный, предложено описание основных деталей трех различных костюмов, игры на закрепление материала, текст проиллюстрирован фотографиями, интересная релаксация в итоге мероприятия.
Все задачи Вы решили, только формулировка не развитие навыков,а развивать.
Очень актуальная Вами решена цель мероприятия:формирование национальной идентичности и сопричастности к социокультурной среде других народов - сейчас это важно, как никогда.
На мой взгляд, еще можно включить игру на сравнение костюмов трех национальностей, чтобы запомнить характерные особенности. Также можно еще остановиться на вышивке на примере национальных костюмов, тоже будет очень интересно и познавательно. Весь материал поможет школьникам узнать и о национальной одежде разных народов. что будет полезным и внесет национальный колорит в мероприятие.
Мероприятие получилось ОЧЕНЬ актуальным, познавательным, содержательным, уверена, что можно дать предварительное задание группам учащихся для создания презентаций по костюмам разных народов.
Желаю Вам творческих успехов, радуйте коллег своими разработками. Мой ГОЛОС для Вас.
Мария Анатольевна Гановичева # 30 июня 2019 в 11:51 +2
Здравствуйте Вера Павловна! Очень приятно было читать Ваш содержательный и емкий комментарий. Мероприятие разрабатывала в расчете на проведение в течении 10 минут, такое КТД нашему классу (где я классный руководитель) задавали на День единства. В течении часа (плюс, минус 20 минут) к нам в класс приходили младшие классы со своим представлением, мы смотрели на них. Затем показывали свое мероприятие.
Ограничение времени не позволило включить больше заданий закрепляющего характера. Но Ваши советы мне очень понравились и конечно каждый может добавить то, что считает нужным. Рада, что Вам понравилось мероприятие!
Спасибо!
Лилия Владимировна Куляшова # 30 июня 2019 в 09:53 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна!
Уверена, что Вы осветили очень важную тему, пропагандируя через этнические костюмы национальные культуры разных народов, населяющих Казахстан.
Сегодня действительно одна из важных задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем —это формирование толерантного отношения к людям других национальностей, сохранения национальных традиций.
Замечательно, что в такой увлекательной, ненавязчивой форме вы создаёте условия для сохранения культурной идентичности представителей разных национальностей—казахов, русских украинцев, — проживающих в стране. На мой взгляд, Вы очень правильно отмечаете возможную вариативность подготовительной работы к этому мероприятию, так как в его основу положен ёмкий интересный материал. Очень подробно описаны национальные, мужские и женские, костюмы. И в ходе подготовки к мероприятию и уже во время его проведения воспитанники значительно пополнят свой лексикон новыми словами ( такия, косетек, бешпет, дёрга, запаска и другие).
Хотелось бы обратить внимание на предложение: «В праздничные дни украинки надевали плахту из шерстяную клетчатую ткань». Здесь стоит исправить падежные окончания. И, мне кажется, было бы неплохо, если бы слайды, демонстрирующие национальные костюмы сопровождались национальной музыкой. Это прибавило бы колоритности всему мероприятию.
В целом очень хорошая работа. Думаю, что Ваша разработка займёт достойное место не только в моей копилке методических разработок, её возьмут на заметку многие педагоги.
Мария Анатольевна Гановичева # 30 июня 2019 в 12:01 +2
Здравствуйте Лилия Владимировна! Очень приятно, что работа вызвала такой отклик. Я сама при подготовке обнаружила пробелы в знаниях, а кроме нас (учителей) информацию о национальных традициях ( в данном случае - в одежде) для детей наверное никто больше не донесет. Я стремилась привлечь учеников к подготовке мероприятия максимально, так что игру они проводили сами, хотя текст корректировали сильно и долго. При печати, скорее всего, я переформулировала первоначальное предложение, где вы увидели грамматическое несоответствие так, что получилось короче, но окончания не совпали. Не судите строго, не всегда краткость - хорошо, я это учту и буду внимательнее. Предложение о музыке возьму на заметку. Спасибо за внимание и положительный комментарий!
Ирина Николаевна Кириллова # 30 июня 2019 в 19:48 +3
Добрый вечер, Мрия Анатольевна! Очень интересная игра для школьников, где они и соревнуются, общаются и в тоже время развивают интерес к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, традициям в одежде. Очень значимая тема, воспитывающая толерантность. Примите мой голос и удачи!
Софья Владимировна Юхнина # 1 июля 2019 в 08:39 +3
Мария Анатольевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с игрой: «Национальные костюмы разных народов». Разработка содержательная, много информации. Грамотно, красочно оформлено и продемонстрировано. Через игру Вы создаёте условия для развития толерантности, в наше время это одна из самых важных и актуальных задач общества.
Мой голос +6, УДАЧИ в конкурсе.
Тамара Васильевна Енина # 3 июля 2019 в 17:27 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна!Очень понравилась Ваша задумка и реализация мероприятия. Дружба между народами - это превосходное направление в воспитании детей.А Вы это сделали так тонко и ненавязчиво через рассказ о национальном костюме, через игру. То, что увлекает, обязательно запомнится. Думаю, что это самая важная реализованная Вами задача. А ошибки во фразах - это не страшно. Не боги горшки обжигают! Научитесь! Успехов Вам в дальнейшей работе! Голос.
Ольга Евгентевна Кравец # 7 декабря 2020 в 18:42 0
Здраствуйте Мария Анатольевна мне нравится ваша игра и спасибо вам за такое размышление для детей !