Мастер-класс по рисованию кельтского орнамента
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Назначение материала: для педагогов изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех кому интересно изобразительное искусство.
Элементы мастер-класса могут быть использованы на уроках технологии и черчения.
Цель: выполнить рисунок кельтского орнамента.
Задачи:
Познакомить с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.
Развивать умения анализировать, сравнивать.
Воспитывать волевые качества: упорство, трудолюбие; повышать уверенность в собственных силах.
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Хитросплетения кельтского орнамента
Многим нравится стиль кельтских узоров и орнаментов — бесконечные петли и узлы, переходящие из одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращающиеся обратно.
Как утверждают историки, древние кельты умели не только воевать, но и творить, в большинстве своем они были хорошо образованы и религиозны. Они мастерски украшали замысловатыми узорами одежду, свои тела, высекали орнаменты на каменных стенах храмов. В кельтских узорах переплелись мотивы религиозных верований кельтов с сюжетами их древней мифологии, главная же отличительная особенность кельтских орнаментов – в их символизме.
Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити — нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.
Английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.
Хочу познакомить вас с приемами рисования кельтского "солнечного" креста.
Нам понадобятся следующие принадлежности:
- белая бумага (формат А3) и лист бумаги в клеточку;
- карандаш простой;
- циркуль;
- линейка;
- резинка;
- фломастеры.
Сначала предлагаю
упражнение, чтобы уяснить, как рисовать переплетения прямых и окружностей.
На тетрадном листе начертите две линии, пересекающиеся под прямым углом.
Отступите от места пересечения линий три клетки вниз и повторите рисунок. Это линии креста. Добавьте им толщину, чтобы из линий они превратились в нити.
Из центра квадрата, образовавшегося в центре проведите круг любого радиуса ( в примере радиус равен удвоенной стороне квадрата). Добавьте толщину линии. Увеличив радиус на две клетки, нарисуйте еще две окружности.
Схема будет завершаться соединением углов креста.
Обводить орнамент следует чередуя линии, как на образце.
Плетение выполнено, обведено, следует убрать карандашные линии.
Начинаем закрашивать. Покажем свет розовым цветом.
Тень – коричневым цветом. В углах – черным.
Полутень – оранжевым цветом.
При желании можно закрасить фон.
После упражнения переходим к непосредственному рисованию кельтского "солнечного" креста. Этот символ - "слияние" круга (знак солнца, света) и креста (знак неба, жизни, вечности). Четыре сложно переплетающиеся окружности еще означают четыре стороны света, четыре измерения нашего мира.
Лист лучше обрезать до квадрата. И отступив один сантиметр провести рамку. Далее проводим диагонали, чтобы определить центр.
Выбираем одну из диагоналей и на ее половине от центра вверх отмеряем 5 см. Синяя точка на фото. Это центр большой окружности. Красные точки – это диаметр малой окружности, но об этом позже.
Отмечаем на таком же расстоянии точки-центры для оставшихся трех окружностей.
Проводим окружности. Точки, где они пересекутся (показаны желтым) будут радиусами малых окружностей.
Проводим малые окружности.
Расстояние АВ на диагоналях делим на пять равных частей ( у меня получилось по 1 см). Через точки 1,2,3,4 будем проводить окружности.
Чтобы показать, какие окружности нужно соединить между собой, я закрасила их разными карандашами.
Середину стираем.
Повторяем операцию с двумя другими окружностями.
По мере повтора этой операции из середины удаляется все больше линий. Те, которые необходимы, я выделяю фломастером.
Проводим средние окружности (показаны красным и желтым).
Стираем из середины линии пресечения.
Начинаем обводить, показывая плетение. Здесь пригодится навык, который мы получили, выполняя упражнение.
Убираем все карандашные линии.
Плетение я предлагаю выполнить теплыми оттенками.
Начинаю с показа теней.
Желтым и оранжевым показываю освещенные, выступающие части плетения.
Работы на этом можно было и закончить, но мне захотелось показать фон.
Для контраста фон - холодных оттенков.
Спасибо за внимание.
Многие кельтские узоры из-за их близости к природным первоисточникам считаются оберегами, способными защитить человека от недоброго глаза, порчи и наговора, уберечь от болезни.
Поэтому рекомендую попробовать выполнить подобную работу, если возникают сложности с построением, не опускайте рук. Возьмите один их рисунков в качестве шаблона и разукрасьте. Успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать астры в вазе
Витражи своими руками
Нетрадиционная техника рисования акварелью и свечой
Рисование на срезе дерева. Мастер-класс с пошаговым фото
Похожие статьи:
Рисование осеннего листа. Мастер-класс с пошаговыми фото
Конспект занятия для 2 класса на тему «Основные и дополнительные цвета»
Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты»
Нетрадиционные техники рисования для школьников