Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект урока физики в 8 классе «Коэффициент полезного действия тепловых двигателей»

Физика, 8 класс. Тема: Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Конспект урока
Описание: урок физики спланирован для учащихся 8 класса. предварительно учащиеся знакомятся с законами термодинамики, понятиями «процент», «полезная работа», «внутренняя энергия», «количество теплоты».
На уроке предполагается развитие следующих уровней мыслительных навыков: понимание, применение, анализ. Учащиеся смогут понять физический смысл коэффициента полезного действия, на основе полученных знаний будут вычислять физические величины по формулам, решать задачу с одним неизвестным.

Цели обучения: 8.3.2.19 - определять коэффициент полезного действия теплового двигателя.
Дифференцированные цели:
1.Все учащиеся будут
- знать определение коэффициента полезного действия тепловых двигателей и формулу для его вычисления,
- применять формулу коэффициента полезного действия при решении качественных задач,
- переводить единицы измерения работы, количества теплоты, температуры в СИ.
2.Большинство учащихся будет
- использовать зависимость между величинами в формуле КПД для решения расчетных задач.
3.Некоторые учащиеся будут
- анализировать, сравнивать, оценивать значение КПД тепловых двигателей.

Критерии оценивания:
Объясняет принцип действия тепловых машин.
Умеет переводить единиц измерения работы, количества теплоты, температуры в СИ.
Применяет формулу КПД при решение задач.
Преобразует формулы КПД при решении задач.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой
Доброе утро, начинаем урок.
Мы сегодня будем думать,
О машинах рассуждать,
На КПД задачи решать,
и проценты без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание,
Трудолюбие и старание.

Давайте улыбнемся друг другу, подарите улыбки мне и своим одноклассникам.

2.Актуализация знаний.
Игра кроссворд-наоборот. Обычно мы разгадываем кроссворд по вопросам и заполняем слова в клеточках, а сегодя поступим наоборот.
У нас есть слова в сетке кроссворда и нам нужно для них придумать вопросы или объяснение.
Начнем.
Толстые и тонкие вопрос, мотивирующие к получению новых знаний.
1.Какую физическую величину, изученную в 7 классе, мы вспомнили , решая кроссворд-наоборот?
2.Что такое КПД?
3.Какие превращения энергии происходят в тепловых двигателях?
4.Вся ли энергия, выделившаяся при сгорании топлива, переходит в механическую энергию?
5.Что показывает КПД тепловых двигателей?
6.Может ли КПД тепловых двигателей быть равным 100%?

Совместная формулировка с учащимися цели урока, обсуждение правил работы и хода урока в соответствии с поставленной целью.
варианты: узнать, что такое КПД для тепловых машин, научится сравнивать КПД, решать задачи на КПД, применять полученные знания в жизни.

Новая тема.
Сведения из истории (опережающее задание).
Прообразом теплового двигателя считают «Шар Герона». Придуман он был в Древней Греции. Под котлом с водой разжигали костер, вода закипала и пар заставлял вращатся стеклянный шар.
Это изобретение было незаслуженно забыто вплоть до 1577 года, когда паровой двигатель был заново изобретен Таки Аль-Дином. Впоследствии много инженеров предлагали свои модели тепловых машин. В Англии наибольшую известность получили машины Т.Ньюкомена, Д.Уатта, во Франции - Д.Папена, Э. Ленуара, в Германии - А.Отто, Р.Дизеля.
В нашей области тоже в 1764 году И. Ползунов придумал конструкцию и создал работающую паровую машину.
Физическая величина, показывающая, какая часть от полученной энергии превращается в полезную работу, называется коэффициентом полезного действия теплового двигателя .
ВСЕГДА! меньше 100%.



КПД = Ап / Аз *100%
Часть энергии, полученной от нагревателя, расходуется на совершение полезной работы Ап, на движение поршня.
КПД = Ап/Q1*100%
Другая часть энергии уходит в виде тепла, количество которого Q2, в холодильник (в окружающую среду).
Полезная работа равна разности количества теплоты, полученного от нагревателя и количества теплоты Q1, отданного холодильнику Q2.  
Ап = Q2 – Q1 
Формула КПД = Ап / Q1 *100%  преобразуется в другую формулу:
КПД = (Q2 – Q1)/Q1*100%

Первичное закрепление изученного материала.
1.Задачи на перевод единиц измерения в СИ
0,045 МДж=
9,0кДж=
14кДж=
1,8кДж=
2Мдж=
Ответы: 45000Дж, 9000Дж, 14000Дж, 1800Дж, 2000000Дж.

Формативное оценивание: «Аплодисменты».

2.Вопросы «Да-нет»
1)Можно ли отнести огнестрельное оружие к ДВС ?
2) Поршень дважды опускается во время рабочего хода.
3) КПД тепловой машины может быть 100%.
4) В первом такте в двигатель попадают пары бензина
5) Двигатель работает в 4 хода (такта)
6) Двигатель выполняет полезную работу во время сжатия газа
7) Четыре цилиндра устанавливают в двигателе для того, чтобы равномерно (не толчками) вращать колеса.
Формативное оценивание: светофор.
Ответы: да-1,4,5,7,
остальные -нет.

Закрепление изученного материала.
Разбор решения задачи на КПД у доски.
1.Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 0,9кДж, и отдаёт холодильнику энергию 600 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?
Самостоятельное решение разноуровневых задач.
2.Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 760 Дж, и отдаёт холодильнику энергию 0,38кДж. Чему равен КПД теплового двигателя?
3. При КПД машины 35%, энергия, получаемая двигателем 1кДж, определи количество энергии, отдаваемое этой машиной в окружающую среду.
4. Двигатель совершает полезную работу 200Дж. Определи количество теплоты, получаемое им от нагревателя, если КПД машины 17%.
ответы:
1. 33%
2.50%.
3.650Дж
4.1,2кДж.

При решении задач любого уровня учитель просит учащихся показывать ему сигнал поднятой рукой, свидетельствующий о возможном непонимании материала. В таком случае оказывается консультативная помощь.

Самопроверка по критериям.

Критерии оценивания
Знает единицы измерения величин
Умеет перевести единицы измерения
Записал условие задачи
Применяет основную и производную формулы
Вычисляет результат.

Обратная связь: «Смайлик»
Ученики рисуют в тетради смайлик, соответствующий количеству выполненных критериев.
Рефлексия «КПД»
Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
Нарисуйте на круговой диаграмме, степень достижения вами цели в процентах.
Домашнее задание: § 26; кластер «Экологические проблемы, создаваемые тепловыми машинами»,
по желанию подготовить сообщение «КПД человеческого организма».
Можно использовать задание для оценивания https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/zadanija-dlja-ocenivanija-po-teme-yekologicheskie-problemy-ispolzovanija-teplovyh-mashin.html

Рекомендуем посмотреть:

Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс План-конспект урока физики. Решение задач. (8 класс. Электростатика) План-конспект урока по физике в 8 классе по теме: Конвекция Исследовательская работа по физике с презентацией, 8 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»

Конспект урока физики в 8 классе. Сила тока. Амперметр

Конспект урока физики 8 класс. Электрическое напряжение. Вольтметр

Конспект урока физики 8 класс. Электрическая цепь и её составные части

Участник №29 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2019 года по 20 января 2020 года
Конспект урока физики с презентацией, 7 класс. Плотность вещества и единицы измерения плотности
Опубликовано: 1849 дней назад (30 ноября 2019)
Просмотров: 5081
Рубрика: Без рубрики
+14
Голосов: 14
Берик Галымжанович Копжасаров # 1 декабря 2019 в 08:14 +5
Здравствуйте, урок заслуживает положительной оценки, тема важная, связана с экологией. Ведь эффективность тепловых двигателей низкая. И развитие транспорта должно идти в сторону электромобилей. Возможны варианты. На уроке дети знакомятся с КПД, учатся его находить, дают оценку КПД двигателей и своей работе. Голос за Вас!
Ольга Станиславовна Средина # 1 декабря 2019 в 13:17 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна!
С удовольствием отдаю голос профессионалу своего дела. Вы правы, от темы я довольно далека, но у меня внук уже в 6 классе, и я здесь многое примечаю. Ведь на ПЕДКОПИЛКЕ свои конспекты и статьи выкладывают МАСТЕРА!
Софья Владимировна Юхнина # 1 декабря 2019 в 16:21 +4
Мария Анатольевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом урока по физике на тему: "Коэффициент полезного действия тепловых двигателей".
Грамотно! Доступно! Наглядно! Профессионально выстроен материал. Хочется отметить позитивное начало урока, это очень много значит. Примите мой голос и пожелания УСПЕХА!!!
Ирина Викторовна Ануфриева # 1 декабря 2019 в 18:10 +3
Замечательный урок, Мария Анатольевна! Я думаю, детям очень было интересно изучать коэффициент полезного действия тепловых двигателей...
Голосую! Удачи Вам!
Татьяна Галютина # 1 декабря 2019 в 18:17 +3
Мария Анатольевна, примите голос за интересный материал.
Ирина Викторовна Бестик # 1 декабря 2019 в 18:21 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! Рада видеть на страницах Педкопилки свою соотечественницу. Очень грамотный и содержательный конспект урока по обновленке, выдержан по структуре. Новый материал будет интересен учащимся, думаю они с большим удовольствием выполнят и домашнее задание.
Елена Григорьевна Полякова # 2 декабря 2019 в 09:45 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна, примите голос!
Прекрасно методически построенный урок, исчерпывающая презентация.
Интересно, понятно, доступно. Особенно актуальны вопросы экологии.
Желаю Вам дальнейших профессиональных и творческих успехов!
С уважением, Е.Г.
Снежана Анатольевна Колесникова # 2 декабря 2019 в 17:21 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Несмотря на то, что я очень далека от всякого рода паровых машин, но меня очень интересует коэффициент моего с ребятами полезного действия!
Интересный урок. Очень понравился вариант с оцениванием в виде смайликов, а также рефлексия в виде диаграммы. Так ребенок поймет на сколько процентов он усвоил новый материал, а учитель увидит возникшие проблемы у ученика.
Примите голос +
Вера Валерьевна Павлова # 2 декабря 2019 в 23:05 +2
Мария Анатольевна!
Вами представлена интересная, полезная, познавательная публикация О КПД Физика, 8 класс. Тема: Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.Вы интересно и с увлечением рассматриваете этот вопрос, используя стихотворные строки, кроссворд, тест задания разного уровня. Вначале немного истории о тепловых двигателях.
Все грамотно составлено. актуально, по-современному, используя разнообразные приемы. Благодаря всему этому все задачи урока легко решаются, Вы обучаете увлекая за собою. Уверена, что Ваша воспитанники очень любят физику!
Желаю Вам успехов в работе и творчестве. Мне было интересно познакомиться с Вашей публикацией. КПД моих дошколят увы не всегда велик, зато как о КПД тепловых двигателей можно интересно рассказать мне теперь известно.
Мой ГОЛОС для Вас.
Лариса Борисовна Бугакова # 3 декабря 2019 в 14:41 +2
Замечательный урок.Методически грамотно построенный, все понятно и доступно.Хороший наглядный материал, интересная презентация.Голос!
Анжела Львовна Митрахович # 3 декабря 2019 в 22:01 +2
Захотелось побывать на таком уроке. Он явно не скучно-занудный, набитый физическими формулами. Подача информации идёт с использованием различных методов, форм, дидактических игр. Даже слабоуспевающему ученику здесь должно быть интересно Голос.
Людмила Васильевна Биткова # 4 декабря 2019 в 19:48 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Вы творчески потрудились над своим уроком по теме "Коэффициент полезного действия теплового двигателя". Урок составлен методически правильно. Интересный, познавательный кроссворд.На уроке даются такие задачи, которые развивают мыслительные навыки. Учащиеся решают задачи на перевод единиц измерения в системе СИ. Решают задачи с одним неизвестным на изученные формулы.Мне понравилось, что рефлексию урока вы связали с КПД и изобразили на круговой диаграмме. Презентация интересная. Урок готов к применению для коллег.Творческих Вам успехов. Голос.
Ирина Викторовна Трубинова # 1 января 2020 в 10:10 +1
Мария Анатольевна, очень интересный материал. Урок получился очень насыщенный и интересный.Спасибо за работу.