Методическая разработка урока по физике 8 класс
Автор: Кошикова Виктория Александровна, учитель физики Муниципального бюджетного общеобразовательное учреждения – средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода
Тема урока: Электрическая цепь и ее составные части
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Электрическая цепь и ее составные части
Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Электрическая цепь и ее составные части».
Задачи урока:
- обеспечить выяснение из каких частей состоит электрическая цепь и назначение каждой части электрической цепи;
- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.
Ход урока:
1. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.
2. Проверка домашнего задания
Тестирование 2 варианта по 5 заданий
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь.
В-1
1. Электрическим током называют …
а) … движение заряженных частиц
б) … направленное движение частиц
в) … направленное движение заряженных частиц
г) … направленное движение электронов
2. Какие необходимо соблюсти два непременных условия для того, чтобы электрическая цепь работала?
а) замкнутость в цепи и наличие в ней источника тока
б) наличие в цепи потребителей электроэнергии и ключа
в) замкнутость в цепи и наличие потребителей электроэнергии
3. Как следует поступить, чтобы удалить практически весь заряд с наэлектризованного тела?
а) привести его в соприкосновение с каким-нибудь незаряженным телом
б) соединить это тело проводником с незаряженным металлическим предметом
в) соединить его проводником с Землей
г) прикоснутся к нему телом с зарядом другого знака
4. Каково назначение источника тока?
а) Поддерживать существование в проводнике электрического поля.
б) Создавать электрические заряды в проводнике.
в) Освобождать электроны в проводнике со связи с атомами.
5. Что в гальваническом элементе служит положительным электродом, а что – отрицательным?
а) Положительным – угольный стержень, отрицательным – слой смолы.
б) Положительным – угольный стержень, отрицательным – цинковый сосуд.
в) Положительным – слой смолы, отрицательным – цинковый сосуд.
г) Положительным – угольный стержень, отрицательным – клейстер.
В-2
1. Электрическая цепь это …
а) соединенные между собой проводами потребители электроэнергии
б) разные электроприборы, соединенные проводами между собой и выключателем
в) потребители электроэнергии, соединенные проводами с источником тока и замыкающим устройством
г) соединенные между собой проводами источник тока и потребители электроэнергии
2. Чтобы в проводнике возник электрический ток необходимо …
а) … действие на электроны сил, вызывающих их движение
б) … создание в проводнике электрического поля
в) … наэлектризовать проводник
3. Схемой электрической цепи называют
а) условные знаки, обозначающие разные электроприборы
б) чертеж, на котором вместо включенных в цепь электроприборов изображены их условные знаки
в) чертеж, показывающий с помощью условных знаков, как соединены в цепи ее составные части
4. За счет, какой энергии происходит разделение заряженных частиц в гальваническом элементе?
а) механической б) внутренней
в) энергии химической реакции г) энергии света
5. Аккумулятор дает электрический ток только после того как …
а) его согрели в теплом помещении
б) наэлектризовали его электроды
в) его зарядили от другого источника тока.
Ответы
В-1 В-2
1. в 1. в
2. а 2. б
3. в 3. в
4. а 4. в
5. б 5. в
3. Актуализация субъектного опыта учащихся
Условия возникновения электрического тока:
- наличие проводника;
- наличие электрического поля, создаваемого источником тока, в котором за счет энергии неэлектрического происхождения совершается работа по разделению заряженных частиц;
- наличие замкнутой цепи.
4. Изучение новых знаний и способов деятельности
Основные элементы электрической цепи:
1. источник тока (аккумулятор, гальванический элемент, генератор)
2. потребитель электрической энергии (лампы, электроприборы)
3. провода, с помощью которых электрическая энергия доставляется к потребителю
4. замыкающие и размыкающие устройства (ключи, рубильники, кнопки, выключатели)
Электрическая цепь должна быть замкнутой.
Схемы это чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь.
Приборы на схемах изображены условными знаками.
5. Первичная проверка понимания изученного
Вопросы:
1. Основные элементы электрической цепи? (источник тока, потребитель электроэнергии, провода, замыкающие и размыкающие устройства)
2. Сколько у источников тока полюсов? (два: положительный и отрицательный)
3. Какие источники и потребители тока вам известны? (источники: аккумулятор, генератор, гальванический элемент; потребители: электроприборы, лампы)
6. Этап закрепления изученного
Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) № 1241, 1243 – устно; № 1251, 1252, 1254 – письменно.
1241
Энергия
|
механическая
|
внутренняя
|
химическая
|
световая
|
Гидроэлектростанция
Ветро-электрогенератор
|
ТЕЦ
Термоэлемент
|
Аккумулятор
Гальванический элемент
|
Фотоэлемент
Солнечная батарея
|
1243 Источник питания, потребитель, соединение провода.
7. Итоги, домашнее задание п.33
упр. 13
8. Рефлексия
Рефлексия. (Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.
3. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики 8 класс
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Методическая разработка урока по физике 9 класс
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе