Сценарий игры - путешествия для учащихся 4-6 классов
Путешествие в мир удивительных растений
Шишатова Мария Аркадьевна
Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3
Описание:
Это путешествие призвано показать детям насколько велик растительный мир Земли. Сколько неожиданного и интересного скрывается в этом необъятном многообразии земной флоры. Путешествие может использоваться как самостоятельный урок, так и познавательная игра в пришкольном лагере.
Цель: знакомство с новыми удивительными растениями нашей планеты.
Задачи:
-расширить знания детей о многообразии растительного мира;
-учить работать с интернет -ресурсами и литературой;
-развитие творческих и коммуникативных способностей детей
-воспитывать командный дух и дружелюбное отношение друг к другу
Материалы: костюм Флоры, цветок, на лепестках которого написаны названия команд, альбомный листы, простые карандаши, шапочки на каждого ребенка с нарисованным растением, которое он представляет и картинки растений, карта мира, корзинка, краски, чашка с блюдцем и ложечкой, лист бумаги, перец горошком, нарисованная челюсть, конфета
Предварительная подготовка.
Ребята разбиваются на команды и выбирают темы о растениях предложенные взрослым, о которых будут узнавать и рассказывать (по 2-3 представителя каждого вида):
-пряные растения,
-завоевавшие весь мир,
-легендарные растения,
-красильные растения,
-хищные растения,
-«бумажные» растения,
- растения со сказочными плодами.
Им нужно принести картинки с изображениями растений; построить рассказ от имени конкретного растения.
Детей приветствует ведущая Флора древнеримская богиня цветов и весеннего цветения.
Флора: -Ребята мы сегодня отправимся в путешествие в далекие страны и узнаем много интересного и удивительного о растениях нашей планеты. Каждая из команд будет представлять свой вид растений, а остальные участники команд на листочках будут зарисовывать в виде пиктограмм (изображение, используемое в качестве символа в ранних системах письма)об этих растениях. Чтобы в конце путешествия, подвести итоги и узнать какое растения на вас произвело больше всего впечатление. А пиктограммы будут вам подсказками-рисунками.
Итак, сейчас мы узнаем, какая команда начнет первой. Я отрываю первый лепесток на цветке и это команда….
1
«Пряные растения»
Пряности – это корни и корневища, листья и стебли, цветы и плоды, обладающие своеобразным ароматом и жгучим вкусом. Первые упоминания о них встречаются в древнейших манускриптах Востока около 5 тысяч лет назад. Поставщиками пряностей являлись Индия, Цейлон, Южная Азия, Малая Азия, Средний Восток, Африка и Средиземноморье, и их стоимость была весьма высока.
Пряные растения ценятся не только за способность улучшать вкус блюд. Их применяли для ароматизации и лечения. Наука об использовании специй была секретной. Знаниями о пряных целебных растениях обладали монахи, передававшие тайны из уст в уста. С их помощью еда, как советовал когда-то Гиппократ, становится лекарством, оставаясь при этом аппетитной и вкусной.
К пряным растения относят: шалфей, гвоздика, ваниль, имбирь, куркума, базилик, корица, перец, шафран и многие другие. О некоторых пряностях мы расскажем сегодня.
ПЕРЕЦ (выходит ребенок в шапочке с нарисованным перцем и картинками о перце)
Я черный перец, со мной связана древняя и интересная история. По свидетельству археологических находок меня стали использовать уже 4000лет назад. Горошина жгучего перца ценилась на вес золота и заменяла деньги. В средние века я был символом богатства.
Впервые в Европу перец привез Александр Македонский из похода в Индию. Расту на древовидной лиане. Лиана растет в регионах с тропическим, влажным климатом. Растение требовательно к солнечному свету. Лиана достигает высоты 6-8 метров. Лиана быстро растет, на 4 год после посадки начинает плодоносить. Со взрослого растения собирают до 2 килограммов плодов за сезон. Максимальный урожай приносят 7-10 летние лианы. Срок жизни растения более 20 лет.
В наибольшем количестве черный перец культивируется в Индии. Эта страна является моей родиной , точнее юго-западные регионы Индии, ранее называвшиеся Малихабар.
В переводе с индйского , Малихабар - "страна перца". В Индии черный перец называют "малабарской ягодой".
Собирают плоды недозревшие. В них максимальное количество эфирных масел, и химических веществ, создающих вкус и аромат пряности.
После сбора их ошпаривают кипятком, очищают. Затем плоды перца сушат на солнце или в сушильных машинах в течение одной - двух недель.
В процессе сушки плоды меняют цвет на бурый, оболочка темнеет, усушивается, делается сморщенной и в конце процесса приобретает черный цвет. Высушенные таким образом плоды называют горошинами перца.
Меня используют не только в кулинарии, но и в медицине, косметологии.
Благодарю за внимание!
ШАФРАН
Я пряное растение – Шафран самая дорогостоящая пряность на земле и наиболее дорогостоящий продукт питания. Один килограмм шафрана стоит несколько тысяч американских долларов. А продается шафран граммами.
Моя ценность в том, что только вручную можно собрать созревшие тычинки цветка определенного вида - крокуса. Цветок очень красивый, имеет нежный фиолетовый цвет. Причем в каждом цветке всего несколько тычинок, и нужно обработать 50 000 цветков, чтобы собрать всего килограмм пряности. Так же я являюсь - уникальным лекарственным средством.
Первые упоминания обо мне как о пряности обнаружены археологами в Месопотамии и относятся к периоду за 3000 лет до нашей эры.
Мой аромат сильный, горьковатый, пикантный. Вкус - выраженный, теплый, сладковатый.
Название происходит от слова za’faran или желтый, это связано с тем, что шафран использовали в древности как растительный краситель.
Благодарю за внимание!
Флора: Большое спасибо ребята! И следующая команда это (отрывает лепесток)
2.
Завоевавшие весь мир
Много существует на Земле растений, из которых научились люди приготовлять вкусные и полезные напитки.
Для жителей Западной Африки таким растением были семена дерева кола -орехи кола.
В Южной Америке большим успехом пользовался матэ – напиток из вечнозеленого дерева падуба парагвайского.
А два растения вышли за границы своей страны и покорили весь мир – это чай и кофе.
ЧАЙ
Моя история возникла более 5000 лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь-Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь-Нун и его свита остановились на отдых. В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой. Будучи любознательным император заинтересовался полученным результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь-Нун нашел напиток освежающим и приятным. Так и появился чай, согласно легенде.
Молодой чайный листочек по-китайски называется «тцай-йе» - отсюда и название растения.
Выращивание чайного деревца и приготовление чая из его листьев долгое время держалось в секрете, и только к началу 16века появился чай в странах Западной Европы. Особенно я полюбился и стал использоваться в России.
Чайный куст – вечнозеленое растение, оно всегда стоит в листьях, потому что взамен опавших сразу вырастают новые. Стакан крепкого чая не только утоляет жажду, но, как говорили в старину, «чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не позволяет поселиться лени.»
КОФЕ
Моя родина – жаркая Африка и получило я название от эфиопской провинции Каффы. Обо мне рассказывают легенды и вот одна из них. Легенда о первооткрывателе кофе пастухе Калдиме.
По горным склонам, обожженным солнцем, пастух Калдим часто перегонял стадо коз на пастбище. На склонах гор рос вечнозеленый кустарник с яркими блестящими листьями, среди которых виднелись зеленые, желтые и красные плоды величиной с вишню.
Калдим заметил, что каждый раз, как только козы проходили через кустарники, охотно поедая листву и молодые побеги, они преображались. Спокойные до тех пор животные возбуждались и начинали весело прыгать и неистово носиться среди кустов.
Пастух рассказал о своих наблюдениях настоятелю монастыря, которого заинтересовал этот рассказ. Настоятель решил на себе испытать действие загадочного кустарника и был удивлен освежающим и возбуждающим действием настоя из листьев и плодов кустарника.
Это натолкнуло его на мысль использовать отвар как возбуждающий напиток для поддержания бодрости у монахов, часто засыпавших при длинных ночных молитвах.
Диковинное растения завезли в другие страны и стали с успехом выращивать.
Кофейные деревья – невысокие, с длинными гибкими ветвями. В период урожая они усеяны темно-красными плодами.
Сбор, чистка и сушка плодов производится на плантациях. Затем отделяют зёрна от плодовой мякоти.
Высушенный кофе упаковывают в джутовые мешки и некоторое время выдерживают, как хорошее вино. Уже через год качество кофе заметно улучшается, исчезает травянистый вкус, свойственный кофе, сваренному из свежего урожая.
А сколько существует способов приготовления вкуснейшего кофе! Кофе по-бразильски, эспрессо, кофе по-арабски или по-восточному и многие другие!
Спасибо за внимание!
Кратко отмечу, о каких растениях можно рассказать остальным командам.
Легендарные растения – это папоротник у древних славян; дуб – священное дерево славян; олива –дерево народов Средиземноморья.
Красильные растения – рассказ о первых растительных красках, изготовлявшихся из цветов, стеблей, корней, листьев растений. Черника, зверобой, марена красильная.
Хищные растения –хищными они стали потому, что недостающий в почве азот приспособились получать из насекомых, которых они ловят с помощью своих необыкновенно ловко и хитро устроенных ловушек. Росянка, венерина мухоловка, дарлингтония.
«Бумажные» растения –растения из которых люди научились приготовлять прекрасный писчий материал. Папирус, береста.
Растения со сказочными плодами –первые европейцы, побывавшие в Новом свете после открытия его Христофором Колумбом, возвращались с рассказами о диковинных растениях и с заморскими плодами. Хлебное дерево, дынное дерево лил папайя, какао, конфетное дерево.
Между презентациями команд растений можно поставить музыкальную паузу или физкультминутки.
В заключении капитаны команд прикрепляют картинки с представленными растениями на карте мира, где они произрастают.
Флора: А сейчас ребята я буду показывать вам предметы, а вы должны сказать с какими растениями они у вас ассоциируются:
Краски – красильные растения;
Чашка с блюдцем и ложечкой - завоевавшие весь мир;
Лист бумаги - «Бумажные» растения;
Перец горошком - пряные растения;
Нарисованная челюсть - хищные растения;
Конфета - растения со сказочными плодами.
Теперь ребята взгляните на ваши пиктограммы, вспомните все что здесь было интересного рассказано об удивительных растениях и запишите на листочках название одного растения, которое вызвало у вас наибольшее впечатление. (складывают бумажки в корзинку).
На доске составляется из картинок рейтинг самого популярного растения.
Флора: Благодарю всех за познавательно путешествие. Любите и берегите природу! Узнавайте! Читайте! Ведь мир интереснее, чем кажется!
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей 9-12 лет
Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс
Конспект внеклассного мероприятия в 5-6 классе по теме: Привычки хорошие и плохие
Похожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие
Литературный час в начальной школе. Конспект