Занятие психолога с детьми "В царстве Снежной королевы"
Автор: Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Наиболее адекватное средство выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний – эмоциональная лексика. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, чем больше владеет эмоциональной лексикой, тем точнее он поймет состояние другого человека и выразит свое.
Назначение: Занятие можно проводить с детьми 5-7 лет, младшими школьниками.
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы детей
Задачи:
- обогащать эмоциональный словарь детей;
- формировать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, выразительных жестов, интонации;
- практиковать детей в составлении предложений, используя пиктограмму;
- учить снимать психомышечное напряжение;
- развивать активное внимание, воображение, память, предпосылки логического мышления;
- развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;
- развивать общую и мелкую моторику
- способствовать созданию положительного эмоционального фона;
- воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность;
- диагностировать эмоциональное состояние детей.
Материалы: Мультимедийная система, презентация 10 слайдов, аудиозапись голоса Снежной королевы, сказочной зимней музыки, свечка на батарейках, имитирующая настоящую свечу, снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции, пластиковые бутылочки, наполненные мелкими кусочками салфеток, с соломинками для коктейля по количеству детей, 2 разрезанных по количеству детей листа бумаги с изображением эмоции радости, наклеенные на картон голубого и белого цвета, панно «Настроение».
Предварительная работа: знакомство с эмоциями удивления, радости, грусти, злости, рассказывание сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Ход занятия:Введение в игровую ситуацию
Психолог. Сегодня к нам почтальон принес письмо от Герды. Вы помните, из какой она сказки? Она пишет, что ее друга Кая забрала Снежная Королева. Вот ее письмо.
«Надо проделать долгий и трудный путь, чтобы добраться до королевства Снежной Королевы и освободить Кая. Он во дворце Снежной королевы. Помогите мне!»
Поможем, Герде спасти Кая?
Дети. Да!
Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть»
Психолог. Но чтобы защитить себя от злых сил мы должны быть очень дружными. Вставайте в круг. Сначала давайте посмотрим на свечу. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который находится справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть».
(Дети передают свечку на батарейках, имитирующую настоящую свечу, по кругу пока она не вернется к психологу).
Закрываем дружно глазки.
Открываем – мы уж в сказке.
На экране появляется слайд царства Снежной королевы.
Игра «Будь внимателен!»
Вот мы и в сказке. Мы попали в Царство Снежной королевы, где всегда зима.
Если я скажу «Метель!» - вы быстро побежите, «подгоняемые» ветром, если скажу «Поземка!» - побежите в полуприсяде, а если скажу «Снежинка!» - покружитесь на месте.
(Дети бегают по ковру, выполняя движения, в соответствии с командами психолога под сказочную зимнюю музыку).
Пиктограмма «Снежинки»
Психолог. Посмотрите, снежинки кружатся и не дают нам пройти. Они хотят, чтобы мы поиграли с ними. Возьмите каждый по одной снежинке и внимательно рассмотрите ее.
(Дети рассматривают снежинки, на которых схематически изображены эмоции).
А теперь соберите вместе снежинки, которые испытывают одинаковые эмоции.
(Дети делятся на пять групп в соответствии с пиктограммой на снежинке – радость, грусть, удивление, злость, испуг). Что чувствуют ваши снежинки?
(Дети называют изображения на пиктограмме).
Игра «Письма»
Снежная королева иногда вредничает и замораживает письма, которые люди пишут друг другу так, что не видно ни одного слова, только картинки. Давайте попробуем прочитать несколько таких писем.
Девочка, пиктограмма радость, санки.
Мальчик, пиктограмма грусть, коньки.
Мальчик, пиктограмма удивление, лыжи.
Дети составляют предложения с опорой на картинки, например: «Девочка радуется, потому что ей подарили новые санки».
Игра на внимание «Сугроб»
Психолог. Снежная Королева любит, чтобы в ее царстве всегда было много снега. Посмотрите, какие высокие сугробы окружают замок Снежной королевы. Вы сейчас будете летать, как снежинки, под музыку. Если я скажу «Сугроб 2!» - вы соберетесь по два человека, если скажу «Сугроб 5!» - вы соберетесь по пять человек вместе.
Дыхательное упражнение «Вьюга»
Психолог. А чтобы вокруг было много снега, Снежная королева вызывает помощницу.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? Как зовут ее помощницу?
Дети. Она вызывает вьюгу.
Психолог. Хотите устроить вьюгу?
(Детям раздают пластиковые бутылочки, наполненные кусочками салфеток. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.) Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.
Психомышечная тренировка «Гора с плеч»
Психолог. Трудный у нас путь до дворца Снежной королевы. Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется отдохнуть, а надо еще что-то сделать, сбросьте «гору с плеч».
Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Сделайте это упражнение 5-6 раз, и вам станет легче.
Речь с движением «Снеговик»
Психолог. Трон снежной королевы охраняют снеговики.
Давай, дружок, смелей, дружок!
дети лепят воображаемый ком
Кати по снегу свой снежок –
катят его от себя
Он превратится в толстый ком.
рисуют в воздухе круг
И станет ком снеговиком.
рисуют три разные по величине круга
снизу вверх указательными пальцами
Его улыбка так светла!
прикладывают ладони к щекам, изображая улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла...
загибают пальчики
Но солнце припечёт слегка –
дети поднимают руки вверх
Увы! И нет снеговика!
изображают растаявшего снеговика
Игра «Собери картинку»
Чтобы расколдовать Кая, надо собрать из кусочков льда самую страшную для королевы эмоцию – радость.
(2 разрезанных по количеству детей листа бумаги с изображением эмоции радости). Но будьте внимательны – льдинки разного цвета. Поэтому из белых льдинок собирайте пиктограмму на одном столе, а из голубых – на другом.
Звучит голос Снежной королевы в аудиозаписи: «Я не могу видеть радость. Вьюга и метель перенесите Кая домой. Он расколдован. Я таю…таю…таю.»
Ну вот, Кай расколдован. А нам пора возвращаться в детский сад.
Мы на миг закроем глазки,
Открываем – мы не в сказке.
В детский сад нам всем пора.
До свиданья, детвора.
Психолог. Какое сегодня хорошее дело мы сделали! Какие вы молодцы! Что вам понравилось? А что было трудно? Что вы сделали хорошего?
Подойдите и выберите полукруг того цвета, который похож на ваше настроение сейчас и положите его в кармашек со своей фотографией.
До свидания, до новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для детского сада «Эмоции ребенка»
Психолого-педагогическая гостиная в детском саду
Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы
Сказка для детей дошкольного возраста. Домовята
Похожие статьи:
Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей
Язык жестов