Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Почему ребенок не может научиться читать

Почему он не читает?
Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок.
Что такое навык чтения? Он включает в себя скорость, способ чтения, его правильность, то есть техническую сторону. И смысловую — выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно — значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.
Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом — большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.
Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:
- нарушения артикуляции;
- малое поле зрения;низкий уровень развития внимания и памяти:
- недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
- нарушения пространственных представлений у малыша.
Упражнения для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.
Тренируем артикуляцию
Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения.
Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ры-ры-ры —мы спускаемся с горы. Са-са-са — прилетела в сад оса. Иван-болван молоко болтал. Болтал, болтал, да не выболтал. Трут морковь на терке Рае и Егорке.
Расширяем поле зрения
Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.
„Что вокруг?”
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите. глядя на нее. назвать видимые справа и слева от малыша предметы.
„Цифровая таблица” (размер 15x15 см)

Положите таблицу перед глазами ребенка. попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит.
Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.
Развиваем внимание и память
Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативности работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.
„Запомни, нарисуй”
В течение 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, „РПНТ", „СТЛШГ", „ДОМ” и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.
„Слушай внимательно"
Скажите ребенку, что вы ему дадите задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: „Пиши!" Пример задания: „У меня есть два числа — 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!” Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.
„Перепутанные линии”
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша — проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.

„Фигуры из спичек" (развитие зрительной памяти)
Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали. и выложит из них то, что он запомнил.
„Сколько ты запомнишь?”
Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.

Развиваем речь и слух
Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. Особое внимание уделите развитию фонематического слуха. Здесь вам пригодятся такие игры.
„Назови слово”
Придумывайте слова на определенные буквы („А", „К". „Т”, „3” и т.д.). Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.
„Поймай звук”
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву „К” в словах, которые вы ему называете.
„Придумай новое слово”
В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: „ДЫМ — ДОМ”, „КОТ — КИТ”, „РУКИ — РАКИ”.
„Подбери слово”
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: „Какой?”, „Какая?”, „Какое?”. Яблоко (какое?) — спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
Зима (какая?) — снежная, лютая, морозная. промозглая.
Дом (какой?) — высотный, кирпичный, низкий, разрушенный.
„Один — много”
Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки.
Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами „один — много”.
Например, один человек — много людей, одна скамейка — много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя изменить, например „пальто”, .„пианино”.

„Придумай предложение”
Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: „холодное лето”, „колючий куст”, „смешной котенок”, „проливной дождь”, „веселая поездка”, „длинный поезд”.
„Закончи фразу”
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец.
В саду растут ми...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
Ориентировка в пространстве
Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где „право — лево”, „верх — низ” не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги – это тоже основа для беглого чтения.
„Найди точку”
Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой — до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.
„Возьми предмет”
Из разложенных перед ребенком игрушек он должен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.
„Накрой ладошкой”
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например. яблоко, а левой — машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.
„Путешествие ручкой по листу бумаги”
Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом верхнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол.
„Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек — захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы „Н” получилась буква „П”.

„Графические диктанты”
Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны.
Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: „Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз”. Дальше пусть малыш продолжит узор до конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра — всегда интересно знать, что же „за зверь” получится в результате.

Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны вызывать интерес и проходить в игровой форме. Ситуация успеха сейчас совершенно необходима вашему крохе. Пусть ему будет весело и интересно, и тогда вы со временем воспитаете настоящего книгочея!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет Когда ребёнок готов читать? Готов ли ребенок учиться читать? Игры для обучения чтению дошкольников

Похожие статьи:

Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет

Конспекты занятий в предшкольной подготовке

Готов ли ребенок учиться читать? | Конспект занятия психолога с детьми 5-7 лет
Опубликовано: 3537 дней назад (17 марта 2015)
Просмотров: 12896
+19
Голосов: 19
Ксения Владимировна Подольская # 17 марта 2015 в 21:04 +4
Добрый вечер! У вас замечательная разработка!Вы используете большое количество различных форм для развития ребенка. Но есть недостатки в оформлении. Не совсем понятно на какой возраст ориентирована ваша работа. Малыш - понятие растяжимое. Укажите цели и задачи вашей разработки. Очень размытое описание предназначения. Познакомьтесь с требованиями по оформлению, и вашему материалу цены не будет! В любом случае +1 от меня!
Мария Юрьевна Жиличкина # 17 марта 2015 в 23:34 +1
Этот материал для наполнения блога для всех участников образовательного процесса. Я взяла его из журнала "Лиза. Мой ребенок", только проиллюстрировала, поэтому и оформлять не стала. А возраст тот, с которого родители хотят начинать учить читать. Если ребенок не справляется с заданиями, то он и не готов к обучению чтению, его мозговые структуры еще недостаточно развиты.
Валерий Григорьевич Вершинин # 17 марта 2015 в 22:49 +3
Уважаемая, Мария Юрьевна! Ваша статья очень важна для воспитателей, родителей. Хорошо продумана подборка заданий с учётом возрастных особенностей и затруднений в чтении у детей. Беру себе в закладки. Спасибо большое. Может быть, успеете отредактировать оформление работы? Примите мой голос.
Ирина Николаевна Меньщикова # 17 марта 2015 в 23:29 +1
Работа полезна своим практическим применением как для педагогов, так и для родителей.В статье четко обозначена проблема и какими упражнениями можно добиться хороших результатов. спасибо за ваш опыт.
Елена Павловна Афанасьева # 18 марта 2015 в 03:18 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Интересная и полезная разработка! Особенно мне понравилась подборка игр. Желаю творческих успехов! ЖУ! Голосую+
Лариса Нестеровна Марченко # 18 марта 2015 в 20:14 +2
Добрый вечер, Ирина Николаевна, большое спасибо за вашу работу. Так много написано на эту тему, но при этом дети читают, к сожалению, плохо. Ваши упражнения не только интересные, но и очень полезные. Обязательно возьму себе в закладки.
Анна Александровна Аблямитова # 18 марта 2015 в 20:33 +1
Добрый вечер! Ваши задания указанные в конспекте могут подойти для детей как детского сада так и школы.На мой взгляд,задания ориентированы просто на логику ,внимание и сообразительность.Но мне кажется,как ни учи ребенка читать пока он сам не захочет -ничего не получится!Нужна мотивация.
Мария Юрьевна Жиличкина # 19 марта 2015 в 17:50 0
Логика ,внимание и сообразительность - это и есть основа беглого чтения. Если у ребенка развиты психические процессы, то его можно научить всему.
Наталья Викторовна Борисова # 20 марта 2015 в 12:12 +1
Ваш материал безусловно полезен.Когда читаешь такую разработку- кажется, что обучение детей лёгкое дело.В моей школе-интернате детям с трудом даётся чтение. Попробую ваши советы на практике.
Альбина Васильевна Максимова # 23 марта 2015 в 20:15 +1
Материал подобран очень богатый, разнообразный. Любую игру можно использовать в работе с детьми при обучении их к чтению.Голосую с удовольствием.
Татьяна Вячеславовна Пестреева # 24 марта 2015 в 10:00 +3
Здравствуйте Мария Юрьевна.спасибо за приглашение. Ознакомилась с вашей работой.материал очень интересный и нужный. не секрет, что в связи с компьютеризацией речь детей стала менее богатой, они меньше читают словарный запас оставляет желать лучшего. У меня в подготовительной группе у 7 человек вообще речь оставляет желать лучшего
многие звуки вообще не произносят, занятия с логопедом не приносят особого успеха. О каком звуком анализе слов может идти речь в работе с этими детьми я уж не говорю об обучении чтению. но ваш материал я обязательно использую в работе он мне очень пригодится спасибо вам мой голос
Юлия Ивановна Шарова # 24 марта 2015 в 15:29 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна. Весьма ценно, Вы представили интересный материал из журнала (Вы сами это отметили). Тогда, вероятно, есть смысл указать истинное авторство? На самом деле, дополненные Вами рисунки делают разработку интересней, доступней. Наглядность всегда разъясняет лучше, чем слова. С пожеланиями добра к Вам и Вашей работе, Юлия.
Светлана Владимировна Иванова # 24 марта 2015 в 21:10 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна! Очень добротный материал Вы предоставили нашему вниманию! Он полезен и для воспитателей и для учителей начальной школы. Я сразу беру статью в заметки, познакомлю с ней учителей, работающих с первоклассниками. Примите мой голос.
Татьяна Ивановна Шикина # 28 марта 2015 в 16:56 +2
Здравствуйте, Мария Юрьевна! Хорошие советы для родителей, заинтересованных в том, чтобы их ребёнок научился читать. В нашу школу приходит 75% детей не умеющих читать, и времени не хватает на дополнительную работу с отстающими, родители же винят во всём учителей, мол, мы не умеем научить. Спасибо, что существуют такие подборки, как Ваши, можно и себе взять на заметку и родителям ссылку указать.
Снежана Анатольевна Колесникова # 30 марта 2015 в 16:18 +3
Мария Юрьевна, спасибо за такой интересный и очень нужный материал. Часть заданий обязательно буду использовать на своих занятиях. Запутанные линии прекрасно подойдут на групповое занятие, чтобы сконцентрировать внимание детей. Очень хорошая игра на развитие внимания "Слушай внимательно".
Вы просто молодец!!! Примите голос!
Надежда Викторовна Топольникова # 1 апреля 2015 в 22:14 +1
Мария Юрьевна, спасибо за опубликованный материал. Он пригодится мне и в работе воспитателем и как маме дошколёнка ) Мой голос Вам!
Ирина Александровна Мелкоступова # 5 апреля 2015 в 17:14 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна. Очень интересная и полезная информация вами изложена. Можно её использовать как консультацию для родителей первоклассников. Спасибо.
Ольга Валерьевна Прохорова # 6 апреля 2015 в 20:12 +2
Мария Юрьевна! Вы представили очень интересный материал, Он пригодится и воспитателям в садике, и учителям начальной школы, и родителям. Задание по запутанным линиям нравятся детям и привлекают их внимание, а игра
"запомни картинки" развивает память и сосредоточенность в работе. Задание "Придумать предложение" с данными словами и правильно закончить предложенный текст - готовят к письму и учат видеть смысловую единицу речи. Выкладывание букв и узоров из спичек помогают запомнить графическое написание алфавита. Ваш материал хорошо продуман и выверен. Каждое задание имеет свою цель и создаёт необходимые условия для развития мыслительных процессов, памяти, логики, мелкой моторики. Примите мой голос. Беру себе в заметки
Каринэ Владимировна Хачатурян # 18 апреля 2015 в 20:06 +1
Очень интересный материал. Возьму себе на заметку.Мой голос+.
Татьяна Викторовна Можаева # 4 мая 2015 в 00:46 +2
Здравствуйте! Очень интересный у полезный материал для подготовки детей к чтению. Им могут пользоваться не только воспитатели детских садов, особенно подготовительных групп, а так же заинтересованные родители. Много разнообразных заданий, которые точно понравятся детям и помогут им в игровой форме развить способности, необходимые для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.
Татьяна Викторовна Можаева # 10 мая 2015 в 21:25 +1
Здравствуйте! Очень интересный у полезный материал для подготовки детей к чтению. Им могут пользоваться не только воспитатели детских садов, особенно подготовительных групп, а так же заинтересованные родители. Много разнообразных заданий, которые точно понравятся детям и помогут им в игровой форме развить способности, необходимые для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.
Ирина Анатольевна Тарасова # 11 мая 2015 в 21:20 +1
Добрый вечер, Мария Юрьевна! Спасибо за очень полезный и интересный материал!
Вера Валерьевна Ляпина # 18 мая 2015 в 11:08 +1
Огромное спасибо за важную информацию! Это важно знать всем и родителям и педагогам! Беру на заметку весь представленный материал! ГОЛОС!
Юлия Ефремова # 29 мая 2015 в 14:58 +1
Мария, изучила очень внимательно все Ваши статьи о чтении. Прекрасный материал! Мне эта тема очень интересна, я и сама уже ни одну статью сделала об этом для родителей дошкольников, но у Вас почерпнула много интересного и нового для себя.
Анжелика Анатольевна Букреева # 12 июня 2015 в 14:53 +1
Мария Юрьевна взяла ваш материал для ребенка своей подруги. Он проучился в школе уже год ,а читает по прежнему очень плохо. Возможно ваша методика поможет маме его подтянуть по чтению Спасибо!
Марина Николаевна Лысенко # 16 июля 2015 в 10:07 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна! Очень интересный, а самое главное нужный и важный материл. Внимание современных детей, увлечённых уже с детства компьютером, очень трудно привлечь к книге, а следовательно и читать учить сложнее.Вы представили много разнообразных заданий, которые точно понравятся детям и помогут им в игровой форме развить способности, необходимые для успешного овладения чтением.Этот материал будет полезен полезен не только педагогам, но и, конечно же, родителям (но в том случае, если родители находят время для занятий со своим чадом). Спасибо.
Андрей # 15 сентября 2015 в 10:26 +1
Отсутствуют упражнения на двигательную активность, это для детей с СДВ(Г) просто необходимо. Поэтому рискну предположить, что упражнения ориентированы только на детей с задержкой развития, дислектикам, скорее всего, не помогут.