Артикуляционная сказка "Путешествие в Африку"
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию еще один комплекс артикуляционной гимнастики. Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
Давно проснулся наш Язычок. Сидит дома, смотрит телевизор. Давайте постучим ему в окошко.
(Стучим в окошки-щечки указательными пальцами.)
Не слышит он нас, громко работает у него телевизор. Давайте позвоним
(нажимать указательными пальцами на щеки и втягивать их внутрь): "Дилинь-дилинь!"
Выглянул Язычок в одно окно, в другое.
(Поочередно тыкать языком в щеки изнутри.)
Увидел нас, обежал замок в дверях открывать.
(Круговые движения языком под плотно сомкнутыми губами.)
Распахнулись двери.
(Открыть широко рот.)
Выскочил Язычок к нам навстречу и запрыгал от радости.
(Быстро, с мелкой амплитудой двигать языком вверх и вниз.)
Стал Язычок рассказывать нам свои новости
(Упражнение "Болтушка")
Мы ушли, а Язычок решил отправиться в путешествие. В Африку ему захотелось. Он поднимался в горы, спускался в долины, сплавлялся по рекам.
(Упражнение "Качели", "Часики".)
Прибыл в Африку и встретил Мартышку. Она была грустная - вот такая ...
(Рот закрыть и засунуть язык под верхнюю губу.)
Решил Язычок ее развеселить. Он сделал так
(упражнение "Болтушка"), а потом так
(приставить большие пальцы к вискам, а ладонями изобразить большие подвижные уши) и вот так
(вибрировать губами на выдохе).
Мартышка сразу стала веселой. Вот такой.
(Рот открыт. Засунуть язык под нижнюю губу.)
Стали Язычок и Мартышка знакомиться и общаться на африканском языке.
(Хаотичная артикуляция языком и губами, сопровождаемая звукопроизношением.)
А потом побежали играть в африканский футбол.
(Рот открыт. Быстро двигать языком вправо, влево.) Вместо мяча у них был кокос, и они забивали им друг другу голы.
(Рот закрыт. Упираться языком в щеки изнутри.)
Потом они зашли в африканский магазин
(рот открыт, быстро двигать языком вправо, влево), купили по африканскому мороженному
(сжать свободную руку в кулак), залезли на пальму
(язык высунуть и поднять вверх) и стали его лизать
(соответствующие движения языком).
Остатки мороженного на губах друзья облизали: сначала верхнюю губу
(двигать зыком по верхней губе в одну сторону, в другую), потом нижнюю
(двигать языком по нижней губе в одну сторону, в другую), затем целиком
(круговые движения языком по губам в одну сторону, в другую).
Хорошо и радостно стало друзьям. Залезли они на пальму и запели песенку: "Ля-ля-ля" Вдруг они заметили странное животное.
(Показать фото хамелеона.) Оно сидело, притаившись, на веточке и смотрело на расположившегося рядом кузнечика.
(Показать фото кузнечика.) Кузнечик ничего не замечал, так как хамелеон - именно так называлось это животное - был такого же цвета, как и веточка, он сливался с ней. Это одно из интереснейших свойств хамелеонов - они умеют менять свою окраску, маскируясь под окружающую их среду. Если хамелеон сидит на зеленом стебле, он становится зеленого цвета. Если переполз на серый камешек, он станет ...
(дети заканчивают: "Серым!"), если притаился на коричневой веточке, он ...
(дети: "Коричневый!"). Вдруг неожиданно для кузнечика хамелеон резко выбросил вперед язык.
(Резко открыть рот, быстро высунуть далеко вперед острый язык и также быстро спрятать язык обратно.) Кузнечик прилип к этому длинному липкому языку и оказался съеден. Так охотится хамелеон - один из видов ящериц. Он не может быстро передвигаться, зато умеет долго сидеть в засаде, слившись с окружающей средой, и поджидать свою добычу. Когда какое-нибудь насекомое сядет неподалеку хамелеон пускает в ход свой необыкновенный язык.
(Несколько раз повторит маневры с языком.)
А потом Язычок с Мартышкой на поляне увидели львицу с детенышем. Львица старательно лизала своего детеныша.
(Соответствующие движения языком.) "Караул! - закричал Язычок. - Она его сейчас съест, как мы только что съели мороженное!" "Не волнуйся, - ответила Мартышка, - это она его так моет. А еще это для львенка полезный массаж. Поверь, ему это очень нравится".
(Повторить лизательные движения с языком с максимальной амплитудой.)
Друзья спустились с пальмы и увидели одиноко стоявший квадрацикл. Квадрацикл скучал имечтал, чтоб на нем кто-нибудь покатался. Язычок и Мартышка уселись на квадрацикл, и он стал их катать по саванне.
(Выдыхая воздух и издавая звук, вибрировать губами.)
Долго катались друзья. Уморились, запылились и решили искупаться. Нашли небольшое озеро
(округлить губы) и стали в него нырять
(резко выбрасывать язык из рта вниз), а затем плавать
(водить языком по подбородку вправо, влево).
Рядом с ними плавали рыбки и пытались что-то рассказать.
(Открывать и закрывать сложенные "бутончиком" губы.) Но Язычок с Мартышкой не понимали рыбьего языка ...
и только когда из глубины озера выскочил крокодил и сказал: "Ам!"
(широко открывать и резко закрывать рот), друзья поспешили на берег
(очень быстро двигать высунутым наружу языком вправо, влево).
На берегу они сделали шалашик и уснули в нем.
(Складывая губы трубочкой, выдыхать сквозь нее воздух.)
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей логопедических группы ДОУ
Артикуляционная гимнастика в детском саду для детей с ОНР
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду
Артикуляционная гимнастика для дошкольников коррекционных групп в детском саду на Масленицу