Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе ДОУ

Подгрупповое занятие с дошкольниками старшей группы на тему: Дифференциация звуков и букв Ж-З
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
1. Совершенствование фонематического восприятия.
2. Развитие звукового анализа, тактильных ощущений и мелкой моторики.
3. Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок и конструктивного праксиса.
4. Закрепление и правописание ЖИ – ШИ.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие - логоритмическое упражнение "Здравствуйте ладошки".

Логопед: Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу. Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, иволга, икра, воздух, доктор, калина, зубр, кошка. (Дети отвечают по очереди и садятся. Каждому ребёнку на одежду прикалывается бейджик с его буквой).

Игра «Разноцветное путешествие»
Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка с девятью квадратами разного цвета и фигурка из киндер-сюрприза. Дети должны передвигать фигурку по клеточкам, начиная с центрального квадрата.
Логопед: Отправляемся в наше путешествие. Будьте внимательны, слушайте, в каком направлении вам следует двигаться. Вправо, вверх, влево. Где вы остановились?
Дети: На голубом квадрате и т. д.

Сообщение темы.
Логопед: Послушайте песенку одного насекомого:
Зу-зу-зу! –
Пол внизу …
Я ползу по потолку
В гости к чёрному крючку…
Ох, как жарко, зу-зу-зу!
Ах, как чешется в глазу!
Ну, ребята, вы догадались, кто это?
Дети: Это муха.
На доску вывешиваем картинку-отгадку.
Логопед: А вот ещё одно стихотворение:
Шмель шмелю жужжит:
«Друж-жище!
На тебе ж-ж пылинок тыщи!
Ты ж-ж пыльцою даж-же вот
Перепачкал весь ж-живот».
Поправляя свой жилет,
Шмелю шмель жужжит в ответ:
«Это ж-ж вовсе не пыльца,
Это ж-ж пудра для лица.
На боках и на спине
Я несу её ж-жене!»
Какие звуки повторяются в песенках шмеля и мухи?
Дети: Звук [ж] и [з].
Логопед: Сегодня на занятиях мы будем говорить именно о них. Что у них общего?
Дети: Эти звуки согласные, звонкие.
Логопед: Чем они отличаются?
Дети: При произнесении звука [з] язык оказывается внизу, [ж] – вверху. Звук [з] свистящий, он бывает твердым и мягким, а звук [ж] - шипящий и всегда только твердый.

Выделение звуков на слух.
Работа проводится в виде соревнования двух команд. Команда «Жуков» должна ловить звук [ж] (хлопать в ладоши), а команда «Мух» - звук [з]. Логопед диктует слова: незабудка, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.

Составление предложений из заданных слов.
В гости к детям приходит Ворона - кукла на руку. Педагог обыгрывает приход этого персонажа.
Логопед: Ворона-почтальон принесла нам письма. Но все слова в них перепутались, и я ничего не понимаю. Помогите, ребята!
- жук, жужжать, цветок, над;
- пиджак, висеть, вешалка, на;
- Зоя, собирать, сад, назабудки, в;
- жить, в, обезьяны, зоопарк.

Упражнение «Допиши букву»
Логопед: Смотрите-ка, а ворона нам ещё что-то принесла. (На доске выставляются карточки с изображением букв, имеющих недостающие элементы. Дети дописывают буквы).

Сравнение букв.
Логопед (показывает буквы и картинки). Ребята, посмотрите на что похожи буквы Ж и З ?
• Стала снежинка буквою Ж,
Солнце её не растопит уже.

•Эта буква широка
И похожа на жука,
И к тому же, словно жук,
Издаёт жужжащий звук.

• З – простая завитушка,
Как пружинка или стружка.

• На букву З ты посмотри,
Она совсем как цифра три.

Игра «Необычный конструктор».
Дети делятся на 2 команды и занимаются конструирование букв Ж и З из деталей на фланелеграфе. Капитаны со значками Ж и З находятся у фланелеграфа постоянно, остальные дети вызываются по очереди.

Упражнение «Проделки буквоеда».
Логопед: Ребята, я составила для вас слова с буквами Ж и З. Но что это? Буквы исчезли. Чьи это проделки? Я догадалась! Это злой-злой – злющий, голодный – голоднющий Буквоед слопал их на обед. Помогите мне восстановить слова. Как мы узнаем, где стояли буквы Ж и З? (обращает внимание детей на магнитную доску со словами): ко…а, …аба, ро…а, …убы, …амок, …ук, лу…а, мимо…а, …ивот.

Игра «Мышонок Пик».
Это игра на развитие тактильных ощущений. К детям в гости приходит Мышонок Пик (кукла на руку) просит ребят помочь ему разобрать запасы в его кладовой. Все мешочки одинаковы, и он забыл, где что лежит. Но развязывать мешочки нельзя, дети должны на ощупь определить, что находится внутри (пшено и кукуруза). Если ребёнок определяет, что это пшено (кукуруза), то мышонок спрашивает, какую кашу можно сварить из пшена (кукурузы). Ребёнок отвечает: «пшённую» ("кукурузную").

Закрепление правописания ЖИ и ШИ.
Логопед
: Сейчас мы с вороной расскажем вам сказку «Как буквы поссорились».
Жили-были буквы, жили не тужили, все друг с другом дружили и никогда не ссорились. Но вот однажды встретились на узенькой тропинке две буквы Ж и Ш с буквой Ы. Та недавно ногу сломала и ходила с палочкой. А Ж и Ш были ужасно важными и твёрдыми в своих убеждениях, никогда и не при каких обстоятельствах не проявляли мягкость и уступчивость. Не захотели они уступить дорогу бедной букве Ы, столкнули её с тропинки. Да ещё зашипели, недаром они шипящие.
Буква Ы зарыдала, обиделась и поклялась никогда не стоять рядом с этими злючками. Узнали об этом буквы Ж и Ш, запаниковали: кто же с ними дружить будет вместо буквы Ы? Стали искать ей замену и уговорили улыбчивую тихую букву И встать вместо Ы. Поэтому в словах шило, ежи, живот, груши мы слышим звук [ы], а пишем всегда И.

Списывание слов.
Логопед: Ворона принесла нам ещё письма. Достаньте из своих конвертов карточки и спишите слова. Подчеркните правило.

Подведение итогов.
Логопед:
А сейчас мы прочитаем как мы с вами сегодня работали. (Выставляет детей в ряд. Получается слово «умники»).
Молодцы, вы хорошо работали!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект подруппового занятия для детей 5-7 лет в детском саду по автоматизации звука [Р] Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: Семья Подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонематических функций в старшей группе детского

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Артикуляционная гимнастика. Сказка о веселом язычке | Эмоционально-артикуляционный тренинг для дошкольников
Опубликовано: 2126 дней назад (22 января 2019)
Просмотров: 1723
+2
Голосов: 2
Лариса Орунгалиевна Каминова # 23 января 2019 в 14:58 +1
Марина Александровна здравствуйте!мне понравилось ваше занятие, разнообразная деятельность детей.интересные задания.Возьму на заметку.