Артикуляционная гимнастика для дошкольников с элементами эмоционально-мимического тренинга и упражнениями для развития общей и мелкой моторики "Мудрая принцесса"
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. С помощью упражнений для кистей и пальцев рук способствовать развитию координации, амплитуды, силы, динамики, переключаемости, ритмичности движений.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию еще один комплекс артикуляционной гимнастики, который дополнен упражнениями для развития общей и мелкой моторики и эмоционально-мимическими упражнениями. Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
Жил да был на свете злой-презлой дракон.
(С напряжением согнуть растопыренные пальцы)
Своим видом распугал он всех ворон,
(Большие пальцы поднять и переплести - это "головка", ладони развернуть от себя и помахать ими - это "крылья".)
Зайцев, козликов, ежей,
("Заяц" - выставить из кулака указательный и средний пальцы - "ушки"; "козлик" - выставить из кулака вверх указательный палец и мизинец - "козьи рожки"; "еж" - большие пальцы соединить - это "носик ежа", остальные пальцы растопырить, скрестить и пошевелить ими - это "иголки.")
Попугаев и лосей,
("Попугай" - соединить кончики указательного и большого пальцев - это "клюв", остальные пальцы поднять вверх - это "гребешок", шевелить гребешком; "лось" - скрестить перед собой кисти рук с растопыренными пальцами.)
Пауков он распугал и даже змей!
("Паук" - "ходить" по столу растопыренными пальцами; "змея" - соединить кончики пальцев - это "голова", делать волнообразные движения рукой - "тело змеи".)
Подчинить себе весь мир дракон хотел,
С диким посвистом он к людям прилетел.
Каждый раз можно делать по разному.
1 вариант.
(Приоткрыть рот и широко улыбнуться. Сделав легкий вдох, всосать в себя немного воздуха и слегка охладить кончик языка. Послышится тихое сопение. С шумом цедить воздух сквозь зубы маленькую порцию воздуха, гоняя его туда-сюда. Следить, чтобы вдох не был глубоким, всхлипывающим. Кисти правой руки выпрямить ладонью вверх и растопырить пальцы.)
2 вариант.
(Сопеть только на выдохе, сдувая охлажденный воздух с кончика языка на ладонь, а вдох производить бесшумно через нос.)
3 вариант.
(Сопеть прерывисто, с паузами, сталкивая охлажденный воздух с кончика языка на раскрытую ладонь.)
Свой язык он выгибал,
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Боковые края и кончик широкого языка поднять вверх, среднюю часть языка опустить вниз. следить, чтобы губы не помогали языку оставаться неподвижным. Не допускать подъема боковых краев языка за счет сближения уголков рта. Кисть правой руки прогнуть в форме горсти. Удерживать язык и кисть руки в таких положениях на счет от 1 до 5-10.)
Всех шипением пугал
(Губы слегка округлить. Широкий кончик языка поднять к альвеолам или передней части твердого нёба и образовать с ними щель. Боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам. Среднюю часть спинки языка опустить вниз в форме чашечки. Следить, чтобы губы не подворачивались и не натягивались на зубы. Не допускать подъёма боковых краёв языка за счёт сближения уголков рта. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Кисть правой руки округлить в форме горсти, поднести её ко рту и с шумом подуть.)
И, облизываясь, съесть всех обещал!
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной и не помогала языку, не подталкивала его наверх. При необходимости можно поддерживать нижнюю челюсть пальцем.)
Словно мышки притаились силачи,
А король от страху вымолвил: "Аптщи!!!"
(Имитировать резкое. энергичное чихание: "аптщи", задерживая при этом кончик языка у оснований верхних резцов(на звуке "т"). В результате получится "аптри". Повторять не более пяти раз подряд.)
Тут вскочили на коней
И помчались кто скорей
И король, и войско "храбрых" силачей.
Лишь принцессу злой дракон не напугал, вот так.
(Округлить губы и, не закрывая рта, в медленном темпе 4-5 раз с придыханием произнести звук "д", ударяя кончиком языка по основаниям верхних резцов. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять по альвеолам, а только поднимать к ним кончик языка. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Получится звук, напоминающий "джжжж". Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук "ж" от предшествующего "д".)
Понапрасну на принцессу он рычал, вот так.
(Произнести протяжно звук "ж" при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперёд, к основаниям верхних резцов. При достаточно сильном напоре выдыхаемого воздуха, проходящего в очень узкую щель между передним краем языка и альвеолами, получится фрикативный либо чистый звук "р".)
Смелой девушка была,
Напевала "ла-ла-ла",
(Повторять за логопедом заданный ритмический рисунок, например ЛАла-лалаЛА, или петь этот слог на мотив знакомой песни, повторяя, так же и движения, которые показывает логопед. Движения на ваше усмотрение.)
А потом дразнить дракона начала.
(Губы неплотно сомкнуть и резко подуть на них так, чтобы вызвать их сильную вибрацию.)
"Эй, драконишка, ты тут рычать не смей, вот так.
(Рычать высоким голосом.)
Наш драконище рычит в сто раз страшней, вот так.
(Рычать низким голосом)
Он живёт на дне пруда,
Где студёная вода,
Если хочешь, отведу тебя туда".
(Произносить с ускорением, но без повышения голоса "Топ-топ-топ" и имитировать движение ходьбы.)
Испугался злой дракон, рассвирепел,
(Изображаем мимикой страх, потом гнев.)
За принцессой прямо к пруду полетел ...
(Изображаем мимикой решительность и делаем взмахи руками - "полет" дракона.)
Наклонился над водой,
Видит, там дракон другой,
(Изображаем мимикой удивление.)
Но такой же некрасивый, гордый, злой.
(Изображаем мимикой отвращение, гордость, злость.)
Прыгнул в пруд дракон немедля с головой,
(Прыгнуть вперед.)
Растерзать хотел того, кто под водой.
(Имитируем движения драки.)
Но он сам пошёл на дно -
(Медленно приседаем.)
Королевство спасено!
(Хлопаем в ладоши.)
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Консультации для родителей ДОУ. Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Артикуляционная гимнастика "Три поросенка" для детей 5-7 лет
Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет