Комплекс артикуляционной гимнастики "Генеральная уборка"
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Артикуляционная гимнастика является обязательной частью любого логопедического занятия. Детям быстро надоедает выполнять однообразные упражнения, поэтому я в своей практике использую различные "артикуляционные" истории. Это позволяет вовлечь детей в игру и незаметно для них выполнить все необходимые упражнения. Позвольте вашему вниманию представить одну из таких историй. Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
Однажды проснулся наш Язычок, открыл двери своего домика, чтобы свежий воздух наполнил его комнату.
(Открыть рот.)
Стал делать зарядку. Сначала он бегал на месте
(бить язычком во рту перед нижними зубами), висел на перекладине
(цепляясь кончиком языка за верхние зубы, выталкивать язык вперед).
Почистил зубы: сначала верхние
(водить языком по верхним зубам), потом нижние
(аналогично).
(Рот открыт).
Прополоскал ротик.
(Поочередно надувать щеки.) Сплюнул.
(Выпустить воздух сквозь сложенные трубочкой губы.) Полюбовался собой в зеркало.
(Растянуть губы в улыбке.)
Вышел на порог.
(Высунуть язык вперед.) Посмотрел по сторонам.
(Рот открыт. Двигать языком вправо, влево.)
И решил, что ему необходимо сделать генеральную уборку. Он взял тряпку и стал мыть потолок.
(Рот открыт. Водить кончиком языка по небу.)
Потом Язычок стал мыть окна.
(Рот открыт. Водить языком по щекам изнутри.)
Полы.
(Рот открыт. Водить языком перед нижними передними зубами.)
Вышел в коридор, посмотрел по сторонам.
(Рот закрыт. Водить языком между губами и внешней поверхностью передних зубов.) Увидел на потолке пауков. Что делать? Можно пауков давить? Их надо просто выкидывать на улицу.
(Засовывать кончик языка под верхнюю губу и резко выбрасывать его изо рта.)
Управился Язычок с пауками, взял коврик и вытряхнул на улице.
(Рот открыт. Высунув язык, быстро-быстро, с мелкой амплитудой двигать им вверх и вниз.) Повесил его на перила.
(Высунуть язык далеко вниз.)
Взялся мыть полы в коридоре.
(Двигать языком из стороны в сторону между нижней губой и внешней стороной нижних зубов.)
Чистый коврик снял с перил и положил на место.
(Высунутый язык подобрать и засунуть под нижнюю губу.)
Управился с коридором, принялся мыть двери.
(Поочередно облизывать верхнюю и нижнюю губы.)
Устал. Сел на крыльцо, стал отдыхать.
(Распластать язык на нижней губе.)
Идет мимо индюк. Язычок ему кричит: "Привет, индюк!", а индюк ему в ответ: "Бла-бла-бла!"
(Выкидывать язык вперед.) "Не понял... - сказал Язычок. - Ты что дразнишься?" А индюк ему опять: "Бла-бла-бла!" Не знал Язычок, что индюки так разговаривают - они балоболят. Рассердился Язычок: "Ах, ты так?! Тогда получай ..." и стал дразнить его.
(Сделать ладонями "большие уши" и вибрировать губами на выдохе.) Испугался индюк и убежал.
А Язычок решил покататься на качелях.
(Высунуть язык, зажать его между губами и двигать им вверх и вниз.)
Пока катался, замерз.
(Свернуть язык трубочкой.)
Чтобы согреться, стал быстро-быстро прыгать на месте.
(Рот открыт. Быстро вибрировать высунутым языком вверх и вниз.)
Не помогло. Помчался Язычок бегом домой.
(Рот открыт. Двигать языком вправо, влево.)
Примчался, а двери дома закрыты.
(Надуть щеки.) Что делать? Правильно, звонить в колокольчик!
(Рот приоткрыт. Двигать кончиком языка из стороны в сторону, издавая звуки.)
Распахнулись двери, зашел Язычок домой
(надуть щеки) и заперся
(сдуть щеки, надавив на них указательными пальцами). Залез под теплое одеяло, взял кружку с горячим чаем, сидит, греется.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей логопедических группы ДОУ
Артикуляционная гимнастика в детском саду для детей с ОНР
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду
Артикуляционная гимнастика для дошкольников коррекционных групп в детском саду на Масленицу