Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Фронтальное занятие по обучению грамоте детей старшей логопедической группы на осеннюю тему. Конспект

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте "В мире звуков" в старшей логопедической группе.
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Осень". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Задачи:
1. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные.
2. Обогащать словарный запас детей по теме «Осень».
3. Развивать психические функции (слуховое внимание, мышление, память).
4. Развить координацию речи с движением.
5. Познакомить детей с тетрадью, развивать мелкую моторику.

Оборудование: квадраты красного и синего цветов (несколько штук), квадраты белого цвета (на всех детей), цветные и простые карандаши, тетради (на каждого ребёнка).

Ход занятия
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга с помощью мячика. Поиграем с вами в игру «Назови ласково». (Дети становятся в круг и передают мяч друг другу со словами «Здравствуй, Ванечка! И т. д.»)
А теперь давайте с вами обнимемся, потому что мы с вами все любим друг друга.

2. Развитие речи.
Ребята, отгадайте загадку:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Всё это бывает,
Если с нами … (осень)
Скажите, а какое сейчас время года? (осень)
Почему вы так думаете? Давайте начнём со слов на улице …
- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и жёлтыми, трава засыхает. Дети идут в школу. Люди надели более тёплую одежду.

Ребята, осень бывает ранняя и поздняя.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах ещё цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит всё реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлёт птиц.
А какая же сейчас осень? (ранняя)

3. Развитие психических функций (слухового внимания, мышления).
Давайте поиграем в игру «Чего не бывает осенью?» - дети встают в круг.
Если это бывает, вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
- осенью растут подснежники;
- осенью не купаются в речке;
- осенью не загорают;
- осенью надевают шубы;
- осенью часто идут дожди;
- осенью тает снег и т. д.

4. Подвижная игра «Листья».
Листья осенние тихо кружатся,
Кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят.
Кружатся на носочках.

5. Обучение грамоте.
Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.
Есть в стране Вообразилии городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители – звуки. Они – невидимки. Хотя они невидимые, но их можно услышать.
Одни жители умеют петь. Они поют вот так: «ААА!», «ООО!», «УУУ!», «ИИИ!». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать, иль закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Заучивание стихотворения.
Давайте сейчас поиграем в игру «Угадай гласный» (педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласный звук).

В городке Звукенске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей – согласные звуки.

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

Заучивание стихотворения.
Давайте поближе познакомимся с этими звуками. А поможет нам в этом игра «Знакомство». (Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный – то приседают).

В соседнем городке жил волшебник. Он каждый день слышал пение звуков, и ему захотелось познакомиться со своими соседями. Когда волшебник пришёл в город Звукинск, его ждало разочарование. Он не увидел звуков. Почему? Конечно, они были невидимками. Тогда волшебник подумал вот что. Он решил подарить звукам волшебные платьица. Гласные получили платьица красного цвета, а согласные синего (педагог показывает карточку красного и синего цвета; закрепление цветов «Это платье для кого?»).
У вас тоже на столах есть платьица, но они ещё ничьи. Давайте заштрихуем их так, чтобы одно платье получилось для гласных звуков, а другое – для согласных (штриховка квадратов красным и синим цветом вертикальными линиями).

А теперь поиграем в игру «Гласный – согласный» (Педагог называет звук. Если звук гласный, то дети поднимают карточку красного цвета, если согласный, то синего).

А теперь поиграем в игру «Что изменилось?» (выставляются карточки-квадраты, дети закрывают глаза, педагог меняет местоположение карточек).

6. Письмо, развитие мелкой моторики.
Работа в тетради.
Педагог знакомит детей с тетрадью в клеточку: обложкой, страницами, правой и левой сторонами страницы, верхом и серединой страницы, клетками.
Затем предлагает детям выполнить узор по образцу:
- вертикальные линии (высота - 1 клетка);
- горизонтальные линии (ширина – 1 клетка).

7. Подведение итогов занятия.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какая сейчас осень? Почему вы так решили?
- В какой стране живут звуки?
- Какие бывают звуки?
- Расскажите про них стихи:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать, иль закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

- Давайте сыграем в игру «Ладошка – кулачёк» (Педагог называет звук. Если звук гласный, то дети хлопают в ладоши, если согласный, то кулачками стучат о стол).

- Какие платья носят гласные (согласные) звуки?

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей работе в тетради в клетку Расписная буква своими руками пошагово с фото Игры с буквами и словами для детей 6-8 лет Игры с буквами для дошкольников в детском саду

Похожие статьи:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей

Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа

Прогулки в сентябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Прогулки в октябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Участник №46 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Игры на дифференциацию звуков С-Ш | Дифференциация звуков Р-Л. Речевой материал
Опубликовано: 2581 день назад (29 октября 2017)
Просмотров: 5048
+1
Голосов: 1
Наталья Валерьевна Гуляева # 9 ноября 2017 в 14:46 0
Полезный материал, особенно увлекательная игра "Чего не бывает осенью?". Спасибо