Логопедическое занятие в старшей группе. Звуки З-Ж
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды - команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая - КОМАРА.
По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.
2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З - упирается в нижние зубы. Далее - по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: "Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?"
4. Связь звука и букв.
Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.
5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
- Жаба, жук, зуб, жадина.
- Заяц, зоопарк, журнал, забор.
- Замок, зонтик, загадка, журавль.
- Желуди, жираф, заколка, жало.
6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.
7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра "Скажи наоборот"
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за - ......
Зу-зу-зу - ......
Зы-зы-зы - ...... и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи - ......
Жо-жо-жо - ......
Жэ-жэ-жэ - ...... и т. д.
8. Закрепление звука в словах.
Игра "Четвертый лишний"
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
- Коза, зуб, жук, береза.
- Журнал, пожар, жираф, зонт.
- Замок, желудь, крыжовник, пижама.
- Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.
После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с "лишним" словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.
9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
- В, живет, Африке, жираф.
- Растет, в, кудрявая, поле, береза.
После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.
10. Закрепление звука в тексте.
Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за - у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу - я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.
11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки К – Кь»
Сценарий логопедического досуга в старшей группе «Новогодние чудеса»
Похожие статьи:
Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе
Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе по теме «Весна и приметы весны»
Интегрированное игровое занятие в старшей логопедической группе
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Белый снег пушистый...»