Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры на автоматизацию звука "Р" для дошкольников

Игровые приемы автоматизации звука "Р" для детей дошкольного возраста
Цель: автоматизация звука "Р".
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи.
2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука "Р". Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают фонематический слух, связную речь, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику, способствуют развитию грамматического строя речи, обогащают словарный запас детей. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

"Превращалка"
Я в моторчик превращаюсь,
Как моторчик, зарычу: "Р-Р-Р"
И руками заверчу.

Делаем "моторчик" руками. Это же упражнение можно использовать при сочетании "ДР" или "ТР".

"Театр"
Педагог предлагает ребенку поиграть в театр.
- Я режиссер, а ты актер. Нужно выполнить все мои задания.
- Скажи, как "Спокоев": "РА-РА-РА-РА-РА-РА".
- Скажи, как "Боякин": "РО-РО-РО-РО-РО-РО".
- Скажи, как "Хвастунов": "РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ".
- Скажи, как "Нехочукин": "РУ-РУ-РУ-РУ-РУ-РУ".
- Скажи, как "Пугалкин": "РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ".

Иногда, я беру куклу-Петрушку, и ребенок играет с Петрушкой в "Театр".

"В ладоши хлопай"
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Р услышать сможешь.
Рыба, рак, ракета, рожки,
Голова, рука, сапожки,
Мухомор, цветок, топор,
Горы, стол и помидор.

Если преследуем цель только развития фонематического слуха, то ребенок просто хлопает. А если нам надо еще и автоматизацию звука подключить, то проводятся следующие формы работы:
- после прохлопывания педагог просит ребенка назвать слова со звуком "Р", которые он запомнил (если ребенок затрудняется, то проводим первую часть игры заново, но теперь говорим ребенку, что слова необходимо не только прохлопать, но еще и запомнить);
- после прохлопывания предлагаем ребенку назвать и зарисовать то, что он запомнил (можно взять готовые картинки и раскрасить их);
- после прохлопывания предложить ребенку отобрать из группы картинок те, название которых мы услышали в стихотворении, а потом проверить правильно ребенок сделал или нет, прочитав стихотворение еще раз (можно ограничиться этим или поиграть уже с картинками в игры типа "Что изменилось?", "Что пропало?" и т.д.);
- после прохлопывания назвать слова со звуком "Р" и придумать с этим словом предложение.

"Веселый металлофон"
Ребенок проговаривает стихотворение и проигрывает его ритм на металлофоне по образцу педагога.

"Про садик"
ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА - в садик я иду с утра.
РА-РА-РА-РА-РА-РА - Ждет меня там детвора.
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ - начинаем день с игры.
Ру-РУ-РУ-РУ-РУ-РУ - любят дети все игру.
РО-РО-РО-РО-РО-РО - как же вместе хорошо.

"Мы со слогами играем"
Слоги простукиваем на металлофоне, а целое слово - проводим палочкой быстро по всему металлофону один раз.
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
РЫ-РЫ-БЫ-БЫ,
Получились РЫБЫ.
КУ-КУ-РЫ-РЫ,
Получились КУРЫ.
РО-РО-ЗА-ЗА,
Получилась РОЗА.
РО-РО-ГА-ГА,
Получились РОГА.
ГО-ГО-РЫ-РЫ,
Получились ГОРЫ.
РЫ-РЫ-НОК-НОК,
Получился РЫНОК.
РУ-РУ-КИ-КИ,
Получились РУКИ.
РУЧ-РУЧ-КА-КА,
Получилась РУЧКА.
УТ-УТ-РО-РО,
Получилось УТРО.
РА-РА-НА-НА,
Получилась РАНА.
И т.д.
Пальчиковые игры
"Пальчики-помощники"
Ну-ка, пальцы, (в ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак)
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
РУ-РЫ-РА, (загибаем пальчики на одной руке)
РУКИ-РЫБА-ДЕТВОРА, (загибаем пальчики на другой руке)
РА-РУ-РЫ, (загибаем пальчики на одной руке)
РАДОСТЬ-РУЧКА-КОМАРЫ, (загибаем пальчики на другой руке)
РО-РА-РЫ, (загибаем пальчики на одной руке)
РОЗЫ-РАМЫ-ТОПОРЫ. (загибаем пальчики на другой руке)

И т.д. В данной игре можно использовать и по четыре слога и слова. Тогда можно вместо загибания пальчиков поочередно на руке, взять игру "Пальчики здороваются" - на каждый слог поочередно с большим пальцем соединять все остальные пальцы в колечко на одной руке, а на слова делать это же на другой руке; как усложнение делаем обоими руками одновременно на слоги и слова.

"Вот сколько на "Р" я сумею назвать!"
При назывании слов загибаем пальчики.
А сколько на Р назовешь ты мне слов?
Роза, ромашка -
Хватит цветов,
(делаем отрицательный жест рукой)
Работа, ракета, рояль, рыболов,
И рыба, и рак -
Хороший улов!
(показываем "класс")
Еще лишь два слова ты мне назови.
(показываем два пальца)
Рубашка, рука.
Молодец! (показываем "класс") Отдохни! (встряхиваем руками)

Игра с мячом "Один-много"
Взрослый говорит: "Я буду катить тебе мяч и говорить про один предмет, а ты откатывай мне мяч обратно и говори про много предметов" (Можно бросать и ловить мяч).
Комар - комары, топор - топоры, базар - базары, помидор - помидоры, самовар - самовары, сарафан - сарафаны, дыра - дыры и др.

"Волшебники"
Взрослый предлагает менять в слове букву или слог, чтобы получилось другое слова. Если ребенок умеет уже читать и печатать, то можно использовать разрезную азбуку или печатать слова на доске разноцветными маркерами.
УРА-ГОРА-ДЫРА-ПОРА-ПАРА-ЖАРА и т.д.

"Все, что знаем, называем"
"Животные жарких стран"
Животных жарких стран вспоминаем, (ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
Четко РРР мы повторяем:
Зебра, жираф, носорог, кенгуру (загибаем пальчики)
Четко, красиво сказать я смогу!

"Зимующие птицы"
Птиц зимующих мы вспоминаем, (ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
Звук РРР четко мы повторяем:
Коршун, ворона, сорока и воробей (загибаем пальчики)
Запомни, дружок, все слова поскорей!
(Просим ребенка назвать птиц, которых он запомнил).

"Насекомые"
Когда насекомых мы вспоминаем, (ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
То четко РРР мы опять повторяем:
Комар, муравей, таракан, стрекоза. (загибаем пальчики)
Четко скажу я слова, не спеша!

А теперь думай и вспоминай,
Вредных, противных скорей называй!
Взрослый уточняет вредных насекомых (комар, таракан).

"Учебные принадлежности"
Учебные принадлежности называем, (ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
Четко РРР мы повторяем:
Ручка, ттрадь, карандаш и портфель. (загибаем пальчики)
Слов со звуком РРР мы знаем теперь!

Предлогам ребенку назвать то, что он запомнил (животных, зимующих птиц, насекомых, учебные принадлежности) и придумать с каждым словом предложение.

"Беседа о профессиях"
Взрослый задает вопрос, на который ребенок должен ответить полным предложением.
- Что делает продавец? (Продавец продает продукты, фрукты, игрушки и т.д.)
- Что делает дворник? (Дворник подметает двор.)
- Что делает доктор? (Доктор лечит больных.)
- Что делает строитель? (Строитель строит дома.)
- Что делает маляр? (Маляр красит стены.)
- Что делает сварщик? (Сварщик варит железные конструкции.)
- Что делает сторож? (Сторож сторожит.)
- Что делает пожарный? (Пожарный тушит пожар.)
- Что делает фотограф? (Фотограф фотографирует.)
- Что делает шофер? (Шофер водит машину.)

Рекомендуем посмотреть:

Игры для автоматизации звука Ш в речи детей дошкольников Игры на автоматизацию звука Ж Игры на автоматизацию звука Ч Игры на автоматизацию звука С
Логопедический тренинг для детей 5-7 лет | Автоматизация звука "Ж" в слогах и словах. Конспект занятия
Опубликовано: 256 дней назад (15 апреля 2024)
Просмотров: 447
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!