Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекция звукопроизношения при ринолалии

Коррекция звукопроизношения при ринолалии
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: формирование представлений у молодых педагогов о способах коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Задачи:
1. Сформулировать общие положения коррекции звукопроизношения при ринолалии.
2. Выявить основные разделы нормализации звуковой стороны речи при ринолалии.
3. Показать приёмы работы по коррекции звукопроизношения при ринолалии.

Описание: Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами органов речи. Она не так часто встречается у детей, нежели другие нарушения речи (дислалия, дизартрия). Поэтому, начав свою педагогическую деятельность в роли логопеда, мне было очень трудно работать именно с этим нарушением речи. Изучив много методической литературы я систематизировала свои знания в данной статье. Эта статья будет полезна начинающим логопедам, студентам дефектологических факультетов.
Содержание
1. Общие положения коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки. Первые заключаются в искажении звучания фонем, а вторые — в замене одной фонемы другой. Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие из них звучат лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим признакам. Поэтому работа по исправлению звукопроизношения занимает длительный период времени. Органические дефекты и многолетний опыт патологической артикуляции фонем ещё больше затрудняют коррекцию.
Коррекция каждого звука предусматривает:
1) умение выделять его среди других;
2) соотносить с определенной артикулемой;
3) правильно воспроизводить артикулему;
4) применять это умение в потоке связной речи.
Как упоминалось выше, воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребёнок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает, что не противоречит приёму начального обучения артикулеме без называния согласного звука.
Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильное и зрительное наблюдения не могут постоянно сопровождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесение фонемы с определённой артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком.
Воспроизведение звука предусматривает образование преграды в нужной зоне, подачу на неё направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давления и при необходимости включение фонации.
Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается только благодаря компенсированному нёбно-глоточному смыканию. При недостаточности последнего давление во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Любая попытка возместить утечку усиленным выдохом или сужением глотки и носовых ходов увеличивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объёма утечки воздуха от размера нёбно-глоточной недостаточности. Тем не менее, успех коррекционно-воспитательной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей.
При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребёнка на объёме утекающей воздушной струи, а стараются сделать её максимально бесшумной.
Этому помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования.
Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки.
Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребёнку движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели. Такой подход уменьшает напряжение, облегчает введение звука в слоги и выражает принципы опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному для каждого обучающегося.
Приёмы вызывания согласных описаны в специальной педагогической литературе довольно подробно. Однако при врождённых расщелинах нёба и губы они не всегда подходят из-за органических изменений артикуляционного аппарата, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок. Особенность всех корригирующих приёмов при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увеличенное время смычки.
Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребёнку. Выбор метода и упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают её подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппарата осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают нёбный свод и ограничивают открывание рта. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции.
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и пр., т. е. пользоваться звуками-аналогами. Следует отметить, что подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут продолжаться довольно долго, пока не будет выработан чёткий кинестетический стереотип.

2. Основные разделы нормализации звуковой стороны речи при ринолалии.
Нормализация звуковой стороны речи при ринолалии включает ряд специальных разделов:
- Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.
- Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.
- Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.
В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится:
- уточнение произношения гласных звуков [а], [э], [о], [у], [ы] и согласных [п], [п']; [в], [в']; [ф], [ф']; [т], [т'];
- постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к']; [х], [х']; [с], [с']; [г], [г']; [д], [д']; [б], [б'].
Во втором периоде озвучиваются звуки [и], [д], [д'], [з], [з'], [ш], [р].
В третьем периоде отрабатываются звук [ж] аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведётся интенсивная работа над устранением назального оттенка. Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков [м] – [п], [м'] – [п'], [н] – [д], [н] – [т], [м] – [б], [м'] – [б'].

3. Приёмы работы по коррекции звукопроизношения при ринолалии.
В образовании взрывных фонем самым важным моментом является обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах нёба ведёт к раздражению давления, и сила звуков ослабляется.
Помимо этой трудности, свойственной всей группе взрывных, коррекцию звуков [п], [п'], [б], [б'] может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; [т], [т'], [д], [д'] — расщелина альвеолярного отростка и нарушения зубного ряда; [к], [к'], [г], [г'] — выраженное укорочение нёба и свищи на границе твёрдого и мягкого нёба.
Постановка двугубного [п] возможна различными способами. Так, при наличии направленной воздушной струи предлагают ребёнку похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шёпотное па — па — па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание.
Как исходный приём можно использовать «поплевывание» губами, если ребёнок уже научился делать это упражнение с высунутым языком.
При длинном подвижном нёбе рекомендуют надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократное повторение этого движения при постепенном уменьшении объема воздуха во рту с помощью рук и без них. Ребёнок фактически переходит к «поплевыванию» губами.
Надуть щёки при нёбно-глоточном несмыкании невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевыванию». Затем делают это же упражнение с открытыми крыльями носа.
Относительно зажимания крыльев носа в специальной литературе высказываются противоречивые мнения. Применение данного приёма целесообразно в период вызывания звука. До операции он позволяет усилить направленную воздушную струю, обеспечить необходимое давление воздуха, в результате чего ребёнок ощущает артикулему.
После операции усиленные таким образом кинестезии лучше восстанавливаются. Ребёнок понимает, к чему следует стремиться, учится их воспроизведению и через несколько дней при достаточной длине нёба повторяет звук, не зажимая крыльев носа.
Применяя данный приём, нужно объяснить, что ноздри берут «в щепоть» левой рукой: большой палец лежит на левой ноздре, четыре других — на правой. Локоть поднят вверх, что позволяет следить за артикуляциями в зеркале. Зажимая же нос только двумя пальцами (обычно большим и указательным), дети очень сильно сдавливают его и вызывают неприятные ощущения.
При укороченном нёбе, когда при разжимании носа давление падает и звучание резко ослабевает, можно также временно зажимать одну ноздрю. Подушечкой указательного пальца крыло носа слегка прижимают к лицу (не к носовой перегородке).
Иногда до операции можно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос. Это несколько ограничит утекающий поток воздуха, не изменив формы артикуляторов.
Необходимо отметить, что звук [п], вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевывания» и надувания щёк — в обратные.
Можно предложить ребёнку дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы, лёгкими ритмичными движениями поднимает и опускает её. В результате слышится многократно звук [п].
Звук [т] отмечается некоторыми исследователями в числе наименее разборчивых при ринолалии. Межзубный [т] легко получить от «поплевывания» — подготовительного упражнения I этапа. Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.
Звук [т] может быть вызван от [п]. Несколько раз подряд повторяют слоги па — па — па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги, улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. Возможно и изолированное вызывание звука таким образом. Но послоговое произнесение значительно облегчает введение нового звука в слова.
Межзубная фонема [с] также позволяет перейти к [т] при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.
Вызывание фонемы от уже имеющихся звуков желательнее, поскольку звук произносится менее напряжённо и легко вводится в слоги и слова.
Обычно стараются ненадолго затормозить занятия на межзубной артикуляции [т], чтобы закрепить при зрительном контроле более сильные ощущения и грубые движения. Переход к призубной артикуляции трудностей не вызывает, для этого достаточно попросить ребёнка воспроизвести звук при сомкнутых зубах.
Звук [к] при ринолалии либо отсутствует, либо заменяется глоточным паразвуком. Его исправляют традиционно, сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та — та — та.
По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя и, наконец, в ка. Фонему вводят в другие слоги, продолжая пользоваться механической помощью. Ребёнок самостоятельно нажимает на язык указательным пальцем. Неожиданное для обучающегося отведение руки вызывает правильное произнесение последующего слова по инерции. Затем механическая помощь полностью отменяется.
Исправление звука невозможно при узком, высоком готическом твёрдом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба, когда спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях можно не тормозить глоточную артикуляцию звука, поскольку акустически он незначительно отличается от нормального. Однако предварительно следует опробовать произнесение звука [к] при контакте корня языка с нёбом в различных точках свода, поскольку возможны различные комбинации локализации соприкосновения языка и нёба. Они зависят от последующего гласного звука и компенсаторных способностей ребёнка.
Фрикативные согласные при врождённых расщелинах чаще всего образуются фарингеальным способом (глоточным).
Эффективность их исправления тесно связана с наличием направленной воздушной струи. При утечке воздуха в нос коррекция также возможна. Но звук получается ослабленным.
По мнению А. Г. Ипполитовой, из фрикативных согласных легче всего проходит постановка звука [ф]. Для этого пациент по инструкции или с механической помощью приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на неё.
Звук [с] исправляют чаще всего традиционным способом. Учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами (межзубное [с]), дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Но дутьё при этом должно быть тихим, беззвучным.
Особенность коррекции звука [с] при нёбно-глоточной недостаточности состоит в невозможности использования упражнений с утрированным дутьём. Если два первых подготовительных приёма не вызывают заметных трудностей, то как только дети приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, почти все они переходят на выдох глоткой.
Чтобы предупредить это явление и заранее подготовить образование желобка на языке, рекомендуется дуть через соломинку. Пластмассовая соломинка лежит на середине высунутого языка. Она задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами. Ребёнок учится дуть на руку или на пух через соломинку, придерживая её сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта, и ребёнок самостоятельно воспроизводит зазубное [с].
Звук [с] иногда используют в качестве теста для прогнозирования эффективности постановки согласных. Применение данного согласного объясняется наибольшей плотностью смыкания нёба и глотки при его артикуляции.
Аффриката [ц] легко получается обычным способом от слияния звуков [т] и [с]. Следует только напомнить в этом случае об артикуляции звука [т] у нижних резцов. Но ребёнок может справиться и без напоминания, поскольку любые указания на положение языка, на подробности артикуляции делают её более напряженной.
Введение в слова, фразы и даже спонтанную речь межзубных артикуляций используется для усиления кинестетического и зрительного контроля при расщелинах альвеолярного отростка, затруднении открывания рта, ношении массивных ортодонтических аппаратов, снижении слуховых дифференцировок и выраженной нёбно-глоточной недостаточности. Возможна постановка и верхней артикуляции.
Перевод на зазубную артикуляцию свистящих возможен только при полном отсутствии глоточного призвука.
Трудности исправления шипящих связаны с их сложным артикуляционным укладом. Сближенные зубы препятствуют зрительному контролю. Все элементы артикуляции шипящих приходится изучать отдельно (положение губ, языка, подача воздушной струи на язык).
При постановке звука [ш] много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика». Обучающимся также трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом.
Поэтому при доступной верхней артикуляции предлагают одновременно дуть на нижние зубы, «подуть» зубами или «посвистеть» сквозь зубы. Причём подготовку к дутью начинают задолго до упражнений в поднимании языка.
При наличии проторного звука [р] наиболее проста постановка звука [ш] от его шёпотного произнесения при сближенных зубах и округленных губах.
Если ребёнку легко удаётся по подражанию нижняя артикуляция звука [ш], её закрепляют и вводят в речь.
Показаниями к постановке нижних шипящих можно считать дефекты переднего отдела твёрдого нёба, массивную подъязычную уздечку, отсутствие слуховых дифференцировок.
Для исправления звука [щ] достаточно произнести [с], округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Используя этот приём, можно не вызывать изолированный звук, а попытаться сразу произнести прямые слоги: ся, се, сё, сю, си. Если кончик языка отодвинулся, то слышатся соответственно: ща, ще, що, щу, щи. Если ребёнок уже владеет чётким правильным [ш], то можно вызвать [щ] и от этого звука. Протяжно произнести [ш], опуская широкий кончик языка вниз. Спинка языка и его корень остаются неподвижными.
В тех случаях, когда ребёнка затрудняет изменение положения органов артикуляции по инструкции, можно вызвать [щ] как мягкий вариант [ш]. Предварительно объясняют, что согласный звук можно произнести строго, твердо, например: [м], [л], [с], а, можно ласково, мягко: [м'], [л'], [с']. Затем просят: «Скажи мне строго, твердо [ш]! А теперь скажи ласково, мягко...».
Аффрикату [ч] ставят от [т'] или от слияния [т'] и [щ]. Введение её в слоги начинают с закрытых.
Звук [х] обычно трудностей не вызывает и стимулируется от выдоха или удлиненного произнесения звука [к].
Звук [j] получают слиянием гласного с [и] в словах, например: иакоръ вместо «якорь» и т. п. Но отсутствие этой фонемы при ринолалии наблюдается только у детей младше 5 лет.
Звук [л], особенно его мягкий вариант, оказывается сохранным чаще других согласных. При нарушении его или отсутствии постановка этого звука от [ы], или [а] обычно не вызывает затруднений. Нужно только удерживать высунутым суженный «колышком» язык. Протяжное произнесение гласного [ы] с закушенным языком позволяет вызвать изолированный [л], а ритмичное покусывание напряжённого высунутого языка во время фонации гласного [а] стимулирует слоги типа ла — ла — ла.
Вибрирующий звук [р] довольно редко удаётся поставить при недостаточности нёбно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом на силу струи влияет не только длина, но и степень автоматизированности нёбной занавески.
Утечка воздуха в носовую полость позволяет получить вибрацию кончика языка только при зажимании крыльев носа. Некоординированные замедленные движения мягкого нёба не позволяют воспроизводить вибрирующий [р] в потоке речи, хотя имеется возможность его правильного произнесения в изолированных словах.
В таких случаях обучают одноударному или проторному звуку и вводят его в речь. Эти звуки-аналоги пригодны для воспитания слуховых дифференцировок и обучения грамоте благодаря оригинальности артикуляции и звучания.
Разумеется, при наличии соответствующих условий не отказываются от получения вибранта. Коррекция звука про¬водится традиционными способами, но наиболее часто исходными фонемами служат [ж] и [з]
Смычно-проходные носовые звуки [м], [н] также могут нарушаться при ринолалии. Это расстройство бывает двух типов: звуки заменяются вокализацией или глоточной смычкой или после операции теряют носовой оттенок, когда дети полностью переключаются на ротовой резонанс.
Исправление этих недостатков не вызывает затруднений. Детям предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный [а], добиваться ощущения вибрации в носу. Получив, таким образом, [м] просят воспроизвести его, зажав язык между зубами. При этом чётко слышится межзубный [н].
В литературе имеются данные, что при ринолалии воспроизведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем страдают больше, чем звонких.
Тем не менее, обычно начинают исправлять звукопроизношение именно с глухих звуков. Условия занятий в этом случае облегчаются отсутствием одного из компонентов звонких фонем — вокализации, что уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет также при необходимости готовить и стимулировать звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявления действия фиксированной патологической установки.
Подростки, применявшие в прошлом гортанные звукообразования, при включении фонации при произнесении изолированного звука включают одновременно гортанный звук. Этот симптом не позволяет опираться при постановке на тактильный контроль гортани. Практика подтверждает неэффективность данного приёма. После операции у подростков с расщелинами наблюдается некоторая дискоординация органов ротовой полости и гортани, что приводит к упреждению или запаздыванию фонации при вызывании звонких согласных. Кроме того, при ринолалии не рекомендуется произносить согласные протяжно и утрированно, поскольку усиливается напряжение, выдох и удлиняется время смычки.
Можно применять два приёма озвончения.
Первый эффективен при работе с детьми без голосовых расстройств. Ребёнок длительно произносит или поёт на основном тоне голоса гласный звук. Во время фонации он должен спокойно, не увеличивая напряжения, но достаточно быстро воспроизвести нужную артикуляцию, не прерывая голосообразования.
Словесная инструкция логопеда может выглядеть примерно так: «Тяни или пой а — а — а, но в середине дотронься нижней губой до верхних зубов». Таким образом ребёнок воспроизводит звуки [б] и [в] в интервокальной позиции. Логопед одновременно беззвучно выполняет задание, чтобы ребёнок мог синхронно артикулировать и не затормаживаться на смычках.
Нельзя заранее называть звук, даже его глухую пару. Иначе дети воспроизводят дефектный звонкий или прерывают фонацию на глухом.
Вызывание звуков [б], [в], [г], [д], [ж] начинают с гласного [а]. Гласный [а] применяется при вызывании звонких согласных фонем, так как широко открытый рот позволяет обучающемуся наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Произнося звук [д], следует коснуться зубами высунутого языка. Работая над звуком [ж], останавливаются на следующих моментах:
1) обучающийся тянет звук [а] и одновременно поднимает язык «ковшиком»;
2) обучающийся тянет звук [а] и одновременно поднимает язык «ковшиком», сближает зубы и округляет губы.
Разумеется, вызывание звука [ж] от [р] проще.
Звук [г] вызывают с механической помощью аналогично [к], но во время фонации.
Свистящий [з] целесообразнее стимулировать, пользуясь гласным [э]. Губы при артикуляции последнего чуть раздвинуты в стороны, а опасность включения носового резонанса невелика. Ребёнка просят слегка высунуть язык и сблизить зубы.
Далее упражняются в произнесении звонких в интервокальной позиции между разными гласными, например:
ава эва ова ува ива
авэ эвэ овэ увэ ивэ
аво эво ово уво иво
аву эву ову уву иву
авы эвы овы увы ивы
Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются произносить одну из гласных шёпотом, т. е. подготавливаются к изолированному произнесению прямых и обратных слогов.
В период упражнений с интервокальной позицией логопед подбирает слова, в которых нужный звук стоял бы между гласными. Переходя к произношению слогов, стараются не задерживаться на этом, а быстрее приступать к произнесению отдельных слов.
Второй приём сложнее, применение его менее желательно. Он используется при обучении подростков с нарушениями голоса и парезами мягкого нёба. Голос у последних бывает глухим, немодулированным, гласные звучат напряжённо и неестественно.
Применение второго приёма подразумевает, что дети уже владеют подачей голоса «в маску». Ребёнка просят длительно фонировать носовой сонор [м], а затем, улыбнувшись, слегка высунуть язык, т. е. стремятся воспроизвести сочетание типа мммззз. Подобным образом стимулируют сочетания мммжжж или мммввв.
Подобный способ может быть рекомендован только для вызывания фрикативных звуков. Пользуясь им, работу над звонкими взрывными приходится отодвигать на конец обучения.
В случаях выраженной назализации согласной возможно сочетание обоих приёмов. Тогда «мычание в маску» используется для вызывания правильного чистого мягкого голосоначала, а потом переходят к гласной, стимулирующей подъём нёбной занавески, например: мммаажжжааа, мммэээжжжэээ. Эти сочетания произносят на одном тоне.
Возможно также применение как исходного и ротового сонора [л]. Корригируя произношение звонких взрывных и фрикативных согласных, нельзя полностью отождествлять их артикуляцию с артикуляцией глухих. При произнесении последних возможны более замедленные движения, необходимо большее напряжение органов артикуляции. Звонкие фонемы звучат чисто, без сдавленного оттенка только при плавных неутрированных переключениях от звука к звуку.
Значительно облегчает закрепление звонких согласных пение. Петь можно слоги на любые известные обучающимся музыкальные упражнения и фразы. Но начинать мелодию нужно с гласного звука, например: [а] — за — за — за.
Литература.
1. Волкова В. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. учеб. заведений. – М.: «Владос», 2007.
2. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
4. Домашний логопед. Полный справочник. / Ю. Ю. Елесеева – М.: «Эксмо», 2007.
5. Шаховская С. Н., Парамонова Л. Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч. 2.: Ринолалия. Дизартрия. – М.: «Владос», 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Утренник ко Дню Матери в старшей логопедической группе ДОУ. Сценарий | Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий
Опубликовано: 2989 дней назад (16 октября 2016)
Просмотров: 18221
+3
Голосов: 3
Оксана Анатольевна Данильченко # 19 октября 2016 в 11:38 +1
Здравствуйте!
Спасибо за приглашение! Ваш материал заслуживает внимания со стороны педагогов-дефектологов и родителей. Все очень хорошо расписано. Голос!
Ольга Сергеевна Дьякова # 19 октября 2016 в 17:47 +1
Марина Алексеевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Какая большая работа проделана по систематизации и подбору материала, виден большой опыт работы. Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Елена Игоревна Копылова # 20 октября 2016 в 22:40 0
Очень познавательно, проблема не очень часто встречается, но в моем опыте работы есть такие ребятки, после знакомства с вашим материалом многое стало понятней.Голос
Снежана Анатольевна Колесникова # 11 ноября 2016 в 18:12 0
Большое спасибо за такой подробный и систематизированный материал. Что-то знакомо еще со студенческой скамьи, что-то оказалось новым. Хороший прием - увлажнение губ при постановке [П]. Также обратила внимание на особый способ зажимание носа, при котором не происходит слишком сильного сдавливания.
Голосую +