Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие в начальной школе. Народный костюм Тамбовской губернии

Внеклассное занятие для младших школьников «Народный костюм Тамбовской губернии"
Цель: обогащение культурного уровня учащихся

Задачи:
образовательная: познакомить детей с традиционным старинным костюмом Тамбовской губернии, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.
Ход занятия
-Здравствуйте, дети! Сегодня на занятии вы познакомитесь с традиционным народным костюмом Тамбовской губернии.

-Кто знает, что обозначает слово «традиция» ? (ответы детей)
-А какие есть традиции в ваших семьях? (ответы детей)
Традиция
(от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Тамбовская земля родная...
Здесь дом, и школа, и семья,
Она давным-давно святая,
И с ней всегда душа моя.
(Л. Адерихина)

-Кто слышал слово «губерния» ? Подберите близкое по значению слово.
-Сегодня вы узнаете, что такое народный костюм, когда он появился на Руси.
История русского народного костюма начинается с тех времен, когда возникла Киевская Русь и насчитывает около 11 веков. За многие столетия вид русской одежды претерпел много изменений.

По указу Петра I богатые люди должны были носить платье иноземного образца (начало 18 века). Но это не коснулось крестьян, ремесленников. Женская одежда представлена сарафанами, рубахами, юбками, понёвами.В народном костюме чётко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный и обрядовый. Праздничная одежда всегда была более новой. Её изготовляли из дорогой ткани, обильно украшали. Обрядовая одежда – просватанной девушки, венчальный, свадебный. Будничный костюм для работ в поле шили из прочной ткани. Он не украшался почти. По одежде можно было определить, из какой губернии человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
-Где сейчас можно встретить старинную одежду ? (Ответы детей)
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое и познакомимся с одной из традиций нашего тамбовского края. Эта традиция передавалась из поколения в поколение. Народные умельцы - портные, вышивальщицы воплощали всё своё воображение, всё своё творчество в пошиве и украшении своей одежды.
Вы познакомитесь с традиционным старинным костюмом Тамбовской губернии, узнаете, что входит в состав женской и мужской одежды крестьян.

Свою одежду крестьяне шили и украшали сами. Уже с 12 лет девочки становились искусными пряхами, а с 15 лет ткали ткань. Пряли женщины сразу после окончания полевых работ в длинные осенние и зимние вечера. Пряжу перед ткачеством окрашивали в чёрный, синий, оранжевый или красный цвета. Но любимым цветом был синий.
Черный цвет - цвет земли, покоя, достатка, богатства и траура. Одежда старших людей была богатой на черный цвет. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений.
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна - девица, красны - молодцы, весна – красна. Красный - символом огня (защиты), крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, а также использовали как средство против сглаза.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла.
Синий цвет в христианской традиции символизирует вечность божественной силы и величайшие таинства.
Существовало много оттенков ткани, узоров и украшений, формы одежды которые говорили о возрасте человека и его сословном положении.
Женская одежда.

В рубахах, которые шились из белого льняного или конопляного полотна, ходили девушки 15-16 лет, опоясанные поясом. Молодые женщины носили ярко вышитые рубахи. А пожилые украшали их мало и носили белые кружева..
По форме женская одежда была расширена книзу, свободна, талии не было.Сверху одевали фартук , украшенный тесьмой и вышивкой.
По праздникам они одевали домотканную юбку или сарафан. Сарафан носили женщины из зажиточных семей. Для того, чтобы он казался пышнее, под него одевали 3-4 юбки.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.

Обязательной составной частью женской одежды был пояс- оберег, защищающий хозяйку от недобрых сил. Он прижимал рубаху к телу, сберегая тепло. Пояс был как бы образом круга. Символом солнца.
Носили также шушунчик-верхня оджеда.( шушпан- до колена). Также один из элементов гардероба была безрукавка, кафтан( его носили и женщины и мужчины). В сильные метели надевали халат (тулуп).

Свою одежду девушки и женщины украшали узорами. Они располагались на вороте, оплечьях,рукавах, внизу рубахи. Много таланта вкладывали женщины в украшение рукавов и подола платья. Так как вышивки оберегали от зла.Парни по вышивкам судили о трудолюбии невесты.


На голову девушки одевали налобник, кокошник, украшенные бисером и блёстками. Цвет был у них красный или чёрный.
Из украшений женщины одевал янтарные бусы, ожерлок ( узкая полоска ткани, расшитая бисером)- он плотно облегал шею, гайтан- широкие и длинные полоски из бисера с чётким геометрическим узором.

Лапти крепились к ногам оборами ( полосками ткани), ноги в них обёртывались онучами (длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета) . Коты-сапоги были на каблучках, отделанные блёстками и даже колокольчиками. Их часто одевали на 7-8 пар шерстяных чулок. Валенки валяли из овечьей шерсти, носили зимой.
Мужская одежда.

В состав мужской одежды входила рубаха и штаны. Шили их из холста. Рубахи носили поверх штанов, навыпуск. Рубаху подпоясывали поясом. Длина пояса была от 1,5 до 3 метров. Пояс имел магическую силу. К нему прикреплялся гребень, дорожный нож и др. мелкие детали. На голову одевали валяную шапку, картуз, малахаи с наушниками.

Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность каждого народа. О них нужно помнить и знать.
Рефлексия:
-Поднимите оценочные кружки ( зелёный - всё понял, жёлтый - не всё усвоил, красный- ничего не запомнил)
Итог занятия:
-Что нового узнали на занятии ?
-Похожа или нет современная одежда на одежду людей нашей области 100-200 лет назад ?
-Удобно ли было бы сейчас носить такую одежду ? Почему ?
-О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии кружка «Русская культура» ?
Домашнее задание : нарисовать или составить коллаж из кусочков ткани, ниток, бисера ( по желанию) женского или мужского костюма нашей области.
Литература
1. Долженкова М.И, Толмачёв Ю.А,Тамбовская художественная культура ,Тамбов, ТГТУ, 2006
2. Ладыгина Е.Н.,Григорьева Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края, Тамбов, ООО Изд-во «ЮЛИС»,2009.( стр 44)
3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А.Одежда народов СССР,М.Планета, 1990, (стр 33.)
4. Русский народный костюм ( из собрания государственного музея этнографии народов СССР), Ленинград, Изд-во «Художник РСФСР», 1984.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?» Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку» Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья

Похожие статьи:

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Урок письма в 1 классе по УМК "Школа России" | Литературно-музыкальная композиция ко Дню защитника Отечества -23 февраля, 3 - 4 класс
Опубликовано: 3630 дней назад (14 января 2015)
Просмотров: 5206
+4
Голосов: 4
Светлана Александровна Колесникова # 15 января 2015 в 08:15 +2
Спасибо за такой интересный и познавательный материал! Очень интересно!
Наталья Борисовна Щипцова # 15 января 2015 в 10:40 +1
Добрый день, Марина Андреевна. С удовольствием познакомилась с Вашим материалом. Мне очень понравился Ваше внеклассное занятие. Много информации, хорошие фото. Такого рода занятия направлены на воспитание патриотических чувств, чувств любви к малой Родине. Спасибо за Ваш труд. Но в оформлении работы есть недочеты, которые обязательно учтите на будущее: Вы не указали автора работы, для какого возраста предназначено занятие, шрифт H3, используйте только в названии работы. Желаю успехов, с удовольствием голосую. С уважением Н.Б.
Уварова Марина Андреевна # 16 января 2015 в 19:08 +1
Светлана Александровна ! Спасибо Вам за внимание к работе и комментарий.
Уварова Марина Андреевна # 16 января 2015 в 19:12 +1
Наталья Борисовна ! Спасибо Вам за тёплый отзыв о моей работе. Я с Вами согласна, что дети прежде всего должны знать историю своего края, и быть его патриотами. Ошибки в работе все учту. Спасибо.
Ника Юрьевна Скурихина # 15 февраля 2015 в 17:10 +1
Марина Андреевна, Создайте проект! Это будет очень интересно и познавательно. Ваша тема настолько глубока и объемна, что хочется продолжения. Подумайте, ведь вы бываете на экскурсиях в краеведческом музее, со своими учениками, посещаете мероприятия патриотического цикла, а такую работу можно объеденить в одном проекте о малой родине! Буду рада, если моя идея вам пригодиться! мой голос за ваш сценарий!
Марина Андреевна Уварова # 16 февраля 2015 в 16:18 +1
Ника Юрьевна, спасибо за Вашу идею. Я подумаю ! music
Марина Викторовна Княжева # 24 февраля 2015 в 22:39 0
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Марина Андреевна, просто замечательно, что вы занимаетесь такой работой, спасибо вам за это. Такая работа очень важна, правда если она не проходит просто формально или только на бумаге. Заходите, такой проект с детьми 6-7 лет проходил у нас в саду. https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-knjazheva/proekt-moja-rodina-rosija-narodnye-kostyumy.html
Марина Андреевна Уварова # 25 февраля 2015 в 20:43 0
Спасибо Мария Викторовна, за положительный отзыв о моей работе. Согласна с Вами по всем вопросам. Сейчас зайду к Вам. Спасибо.