Экологическое воспитание старших дошкольников
Маслихова Оксана Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №162 общеразвивающего вида, города Барнаула
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности
Данная статья предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Статья раскрывает особенности воздействия музыки на ребенка и некоторые методы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с теми или иными природными катаклизмами. Все специалисты по защите и охране окружающей среды обращают наше внимания, и призывают, бережнее относится к природе, устраивая те или иные акции. Одна из таких акций прошла совсем недавно под эгидой «Час Земли», такая акция проводится ежегодно Всемирным фондом «Дикой природы». В последнюю субботу марта в 20.30 по местному времени все участники акции на час отключают свет и электроприборы.
Именно поэтому в настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста особенно актуально. Формировать уважительное отношение к природе необходимо с дошкольного периода детства, так как этот период является наиболее восприимчивым к формированию ценностного отношения к окружающей действительности. В данный период взрослые должны помочь ребёнку познать мир природы, воспитать заботливое отношение ко всему живому. В этом может помочь музыка, так как она близка эмоциональной натуре ребенка и является одним из важных средств формирования эстетического восприятия окружающего мира. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, воздействует на всестороннее развитие ребенка, обогащает духовный мир ребенка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям.
«Музыкально-художественное развитие» в ДОУ включает в себя разные виды деятельности:
•
Восприятие музыки;
• Пение;
• Музыкально-ритмическая деятельность;
• Игра на детских музыкальных инструментах;
На основе интеграции разных видов музыкальной деятельности, а так же при помощи художественного слова, мы подводим детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий. В процессе целенаправленной работы, формируя у детей интерес и любовь к музыке, дети не только узнают знакомые произведения, но и понимают его содержание, проникаясь все глубже эмоционально-образным содержанием.
Разберем каждый вид музыкально-художественной деятельности по отдельности, и как он нам может помочь в формировании любви и бережного отношения к окружающей природе.
Восприятие. В процессе слушания дети знакомится с музыкальным произведением, например «Подснежник» П.И Чайковского, уточняют его эмоционально-образное содержание и те средствами выразительности, которые помогли его передать. Мы усилим впечатление детей, используя художественное слово и наглядный материал, тем самым формируя бережное отношение к этому цветку.
Музыкально-ритмическая деятельность. При помощи музыкально-пластических этюдов, музыкально-игровых упражнений ребенок передает образное содержание произведения, движением тела, погружаясь в красоту звучания интонационных мотивов. Для примера, используем уже знакомое для детей произведение «Подснежник» П.И.Чайковского, через движение ребенок передает образ цветка, его красоту, нежность, грациозность. Таким образом, мы продолжаем формировать любовь к подснежнику.
В
пении образ песни наиболее понятен для детей, для того чтобы от ребенка получить ответную эмоциональную реакцию, детям предлагают разные творческие задания. Например, дети познакомились с русской народной песней «Как у наших, у ворот». После того как дети хорошо освоили песню, можно предложить ее инсценировать, использую шапочки, маски героев.
Дети очень любят играть на
детских музыкальных инструментах, этот вид деятельности, как и выше перечисленные поможет нам в формировании уважительного отношения к окружающей среде. Для этого необходимы самые разнообразные детские музыкальные инструменты и самодельные в том числе. Можно вспомнить с детьми, какие звуки окружающей природы нас окружают (капли дождя, журчание ручейка, шум ветра и т.д.), затем предложить поэкспериментировать с инструментами, и воспроизвести тот или иной звук природы, тем самым мы формируем у ребенка осмысленное отношение к окружающей действительности.
Музыкальный руководитель не ограничен в выборе форм, средств и методов по формированию экологической культуры ребенка, в данной статье приведены лишь из некоторые из них.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе