Консультация для педагогов и родителей: «Агрессивный ребенок»
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
К большому сожалению, агрессивных детей становится все больше. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроения окружающих. Что же делать взрослым: родителям и педагогам? Родителям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы, и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребенка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребенок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.
Если вы стали замечать, что ваш ребенок взбудоражен злостью, обзывается, дерется, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
Когда это началось?
Как ребенок проявляет агрессию?
В какие моменты ребенок проявляет агрессию?
Что явилось причиной агрессивности?
Что изменилось в поведении ребенка с того времени?
Что на самом деле хочет ребенок?
Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры), а также с друзьями своего ребенка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
Для этого, предлагаю поиграть:
"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ" (для детей с 4 лет)
Каждому участнику дается "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее "почистить".
"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ" (для детей с 4 лет)
Вместо настоящего мяча – имитация мяча из ткани. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, «мяч» можно «пинать», кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет «мяча». Штрафники удаляются с поля.
ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “ВСЕ МОЖНО” (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребенку разрешается делать почти все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" необходимо чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
"ШТУРМ КРЕПОСТИ" (для детей с 5 лет)
Для игры создаются две команды: Одна обороняется, другая защищается. Из мягких модулей строится крепость. Задача каждого участника – штурмом взять ее (запрыгнуть), издавая победные крики типа: "А-а-а", "Ура!" и т.д. Можно раскидывать детали крепости, категорически нельзя дотрагиваться до товарищей, тем более драться, ругаться и т.д.
Примечание:
Это упражнение следует проводить в физкультурном зале. Каждый участник может сам себе построить крепость такой величины, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"РУГАЕМСЯ ЦВЕТАМИ" (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а …цветами: "Ты –ромашка", "А ты – колокольчик", "Ты – пион", "А ты – тюльпан" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение!!!
"ПО КОЧКАМ" (для детей с 5 лет)
Модули раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным лягушкам" тесно. Они запрыгивают на модули соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной "кочке", то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьезного конфликта, он помогает найти выход.
Таким образом,
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.
Используемая литература:
1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних и высшеих педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»
Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей
Как выбрать велосипед ребенку
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Похожие статьи:
Как определить ребёнок левша или правша?
Какая мама нужна ребёнку?
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет