Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы. Русские сказки в творчестве учеников основной школы в Сербии

«Слушаем, читаем, творим» - русские сказки в творчестве учеников основной школы в Сербии
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: предлагаю Вашему вниманию небольшой взгляд на русские сказки и их использование в обучении РКИ. Покажем несколько сказочных персонажей, которые особенно понравились школьникам. Они изображали их на рисунках, в поделках и других творческих работах. Приведём примеры креативной работы учеников в Сербии, возраста 11 – 14 лет, которые изучают русский язык как второй иностранный.
Кроме творческой работы, одна из учениц восьмого класса провела исследовательскую работу, целью которой было ознакомление пятиклассников с русскими сказками. Она выделила сказки и представила их младшим ученикам посредством презентации и краткого описания сюжетов. После ознакомления пятиклассников со сказками и их героями, ребята проделали творческую работу.
В приложении – презентация ученицы восьмого класса, которая тоже сделала и куклу – Чебурашку. Эти работы принесли ей специальную награду в Международном конкурсе Русской школы в Белграде.
Предоставленный материал можно считать продолжением работы, посвящённой русским сказкам, которая уже на сайте – «Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ» http://ped-kopilka.ru/blogs/mira-simeunovich/baba-jaga-i-drugie-skazochnye-personazhi-v-obucheni-rki.html
Назначение: материал назначается учителям начальных классов, учителям иностранных языков. Может быть интересным педагогам дополнительного образования, всем любопытным педагогам, как пример активизирования творческой работы учеников.
Цель: распространение педагогического опыта
Задачи: подчеркнуть значение сказок в обучении РКИ; показать примеры творческой деятельности учеников на тему сказочных персонажей русских сказок; воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа; поделиться опытом применения сказок в педагогической работе.

Обучение иностранному языку связано с развитием мышления, с эмоциями и другими сферами личности. Особое место в начале обучения РКИ принадлежит сказке, цель изучения которой (кроме развития речи и других предметных задач) – нравственное воспитание ребёнка. Это потому, что произведения устного народного творчества, частью которого являются и сказки, по правилу ориентированы на общечеловеческие позитивные качества.
В сказке занимательный сюжет, динамичное действие, удивительные герои, она в необычных обстоятельствах открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, доброту и справедливость. Народная мудрость проявляется в положительных и отрицательных персонажах и их поведении.
Положительные качества в основном представлены в красивых персонажах, трудолюбивых и хороших. Такие персонажи, конечно, добиваются цели в конце сказки, что и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребёнка. Ребёнок наблюдает за отношениями между героями сказки, оценивает их и учится предвидеть события в сказке, учась в то же время предвидеть события в своей реальной жизни.
Кроме воспитательной цели сказка приобщает к русской культуре, расширяет кругозор, но сильно развивает воображение и творческий потенциал детей. Именно это мы с ребятами и стараемся показать в работе секции.

МАТРЁШКА
Первоначально классическая русская матрёшка вмещала 7 фигурок, символизирующих 7 членов семьи. Согласно традиции, платочек и одежда каждой матрёшки были окрашены в один из цветов радуги, начиная с красного (самая маленькая), заканчивая фиолетовым (самая большая матрёшка). Название деревянной куклы произошло от самого популярного в те времена женского имени Матрёна. Это имя было символом плодородия и ассоциировалось с матерью многочисленной семьи. Сейчас матрёшка – всемирно известный традиционный сувенир из России. В начале XX века начался массовый вывоз матрёшек за границу. Тогда появились матрёшки с разными изображениями, а позже художники стали изображать на матрёшках персонажей сказок или даже их сюжеты. В 1900 году матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где и получила мировое признание.
Матрёшка постоянно вдохновляет школьников. Они рисуют её, делают поделки из дерева (магниты), из глины, из пластиковых бутылок, выполняют работы в комбинированных техниках (квиллинг, папье-маше).

ЖАР-ПТИЦА
Сказочными персонажами являются и птицы: Финист Ясный Сокол, Царевна-Лебедь, и прежде всего – Жар-птица.
Обычно герой сказки в поисках за Жар-птицей, и он должен преодолеть большие трудности на своём пути. (Царь-отец задаёт сыновьям эту задачу, которую выполняет обычно добрый младший сын.)
Жар-птица – олицетворение огня, света, солнца. Её перья обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Её можно сравнить с рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла.
Наша Жар-птица на этот раз выполнена из искуственных пёрышек на рисунке.

ВАСИЛИСА
В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В произведении «Царевна лягушка» именно в её образе показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина. Через образ Василисы-Премудрой и её взаимоотношение с Иваном-Царевичем показано, что только вместе, при общей поддержке друг друга, возможно преодолеть любые препятствия. И не красота или богатство являются залогом счастья. В ней идеал женщины – умная, понимающая, хозяйственная и добрая жена.
Ребята очень любят Василису, потому что она красивая и добрая. Девочки с увлечением рисуют эту красавицу, тоже Снегурочку. Здесь работы, выполнены в технике квиллинг и с аппликацией из яичной скорлупы. В основе, конечно, рисунки.

ЧЕБУРАШКА
Чебурашка – современный персонаж из книги гениального Эдуарда Николаевича Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Внешне является симпатичным существом с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящим на задних лапах. Чебурашкой называлась бывшая у автора в детстве бракованная игрушка, изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Чебурашка очень популярен среди сербских школьников: ребята с большой радостью смотрят его мультфильмы и поют песенки Чебурашки и его друга Гены.
Нашим друзьям в этом году он особенно понравился. Кроме рисунков, они с вдохновением изготовили даже комнату Крокодила Гены и Чебурашки.




БАБА-ЯГА
Баба-яга – очень противоречивый образ. Верится, что она может жить в любой деревне, как любая женщина. Верится, что она – опасное существо, которое обладает большой силой. Верится, что она живёт в дремучем лесу, который считается границей между миром живых и мёртвых (как Кощей Бессмертный, она принадлежит сразу этим двум мирам). Верится и в то, что Баба-яга творит добро, хотя злодейка, которая ночью посещает детей и пугает их.
Этого персонажа нет в других мифологиях, кроме славянских. Наша Баба-рога, лесная ведьма, костяная ножка (…) стала воспитательным средством, которым пользуются родители, чтобы дисциплинировать ребёнка, когда тот не хочет ложиться спать, когда непослушный или не хочет есть. В таких ситуациях Баба-яга может «прийти и унести ребёнка в глубокий лес».
Баба-яга привлекает детей своим особым характером. Вдохновила маленьких мастеров «построить» её избушку!

МАША И МЕДВЕДЬ
Один из любимых современных сказочных персонажей – девочка Маша, которая случайно оказалась в доме Медведя, и устроила там ужасный беспорядок. Медведь сначала был в ужасе от учинённого беспорядка и поведения незваной гостьи. Но потом они становятся неразлучными друзьями. Маша часто приходит к Медведю, постоянно шалит и дурачится, а Медведь старается её воспитывать. Со временем Маша подрастает, становится более ответственной и реже бывает у Медведя. Но теперь жители леса во главе с Медведем попадают в разные приключения, а Маша помогает им избавиться.
Маша – любимая героиня пятиклассников. В секции русского языка «Умница» мы делали блокнотики, новогодние открытки, также интересные, оригинальные рисунки.


Показанные здесь творческие работы сделаны в основном пятиклассниками. Видно, что не все работы они сделали сами, что им помогали взрослые. Этот факт меня тоже радует: это значит, что родители поддерживают любовь своего ребёнка к русскому языку, поддерживают трудолюбие, креативность и развитие (в целом) своего ребёнка. Одновременно, это поддержка учителю.
Благодарю за внимание!
Презентация на тему: Добрые сказки

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия по сказкам для 2 класса Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ «Математика на русском» - познавательно-развлекательный урок РКИ для учеников 6-7 класса с презентац Обучение РКИ в дистанционном режиме

Похожие статьи:

Сценарий праздника по русским народным сказкам для младших школьников

«Математика на русском» - познавательно-развлекательный урок РКИ для учеников 6-7 класса с презентацией | Проект о российских спортсменах с презентацией, 7 класс
Опубликовано: 1897 дней назад (13 октября 2019)
Просмотров: 1130
+9
Голосов: 9
Ольга Васильевна Яковлева # 13 октября 2019 в 23:03 +4
Здравствуйте, Мира Симеунович! Очень интересный, познавательный, нужный проект Вы реализовали! Вы вместе с учениками проделали большую творческую работу. Николина молодец - сделала замечательную презентацию! Спасибо за отличный материал! Творческих успехов! голос
Мира Симеунович # 13 октября 2019 в 23:28 +3
Спасибо, Ольга Васильевна, за интерес и первый комментарий! Очень приятно! Успехов Вам!
Марина Дмитриевна Солодова # 14 октября 2019 в 08:16 +3
Здравствуйте, Мира! Какой интересный материал «Слушаем, читаем, творим» - русские сказки!!! Мне очень понравилось как дети излагают свои мысли вслух: грамотно, красноречивы, насыщенно, увлекательно, доходчиво, ярко.....Молодцы! Видна рука подготовки профессионала в лице учителя!!! Голос!
Мира Симеунович # 20 октября 2019 в 09:32 +2
Благодарю Вас, Марина, за интерес! Очень рада Вашему визиту! Творческих Вам успехов!
Лариса Викторовна Штоколова # 14 октября 2019 в 15:47 +3
Здравствуйте, Мира! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Очень хорошо, что Русская культура преподается в вашей стране. Видно, как ребята, с удовольствием создавали поделки, знакомились с персонажами сказок.
Спасибо Вам за такую работу, успехов и творческого вдохновения!
Мира Симеунович # 20 октября 2019 в 09:34 +2
Здравствуйте, Лариса Викторовна. Спасибо за отзыв! Очень приятно, что Вам понравилось наше творчество! Всего Вам лучшего!
Вера Валерьевна Павлова # 14 октября 2019 в 21:19 +2
Здравствуйте, уважаемая Мира!
С огромным интересом, удовольствием и радостью познакомилась со второй частью Ваших публикаций про героев русских народных сказок. Замечательно, что материал сказок нравится Вашим школьникам, помогая им в изучении русского языка, как второго иностранного. Именно в сказках закладывается основа традиций народа, быта, культуры и традиций.
Вы так вдохновили своих воспитанников, что они сумели не только прочесть эти прекрасные сказки, но и своими руками изготовить или изобразить ероев этих сказок. Вы как руководитель превосходно познакомили их с основными героями этих сказок. Вы изумительно передаете свой педагогический опыт, увлекая и нас педагогов в мир героев и сказок. Все задачи Вашей работы выполнены. Меня впечатлила презентация Вашей воспитанницы, четко, грамотно, интересно, познавательно и с огромной любовью выполнена.
Спасибо Вам за то, что прививаете сербским школьникам любовь к русским традициям, культуре таким вот интересным способом: при помощи изучения сказок и героев.
Благодарю за Ваш огромный, важный и интересный труд!
Желаю Вам творческих успехов, а Вашим воспитанникам дальнейших достижений в творчестве и в конкурсах!
Мира Симеунович # 20 октября 2019 в 09:38 +2
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Огромное спасибо за подробный просмотр материала! Я Вам очень признательна! Очень приятно читать такие положительные слова! Всего Вам самого лучшего!
Людмила Александровна Козырева # 19 октября 2019 в 11:49 +3
Здравствуйте, Мира! Сказки раскрывают самую суть культуры народа, его мудрость, основные принципы нравственности, а изучение языка без полноты этих знаний будет не совсем полноценным. Хорошо, что Вы изучаете с детьми русские сказки, закрепляя впечатления творческими работами. Все, что создано Вашими учениками очень интересно, немного своеобразно, в различных декоративных техниках. Матрешки все нарядные, красочные, особенно выделяется Матренушка в платочке, которая очень похожа на настоящую старинную русскую игрушку. Жар-птица, у которой обычно делают акцент на красоту хвоста, мощно распахнула свои огненные крылья. Василиса, такая скромная и немножко кокетливая. Чебурашка милый, добрый и наивный, хочется, чтобы он существовал на самом деле, поэтому, наверное, дети сделали объемную композицию. У Бабы-Яги такой колючий, пронизывающий взгляд. Хорошо, что в русских сказках нечисть никогда не живет среди людей, а где-нибудь в лесной глуши, в такой вот необычной избушке или где-то в Тридевятом царстве. Презентация тоже очень хорошая. Творческих успехов Вам и Вашим Ученикам! Голос!
Мира Симеунович # 20 октября 2019 в 09:42 +2
Людмила Александровна, здравствуйте! Благодарю Вас за внимание к работе сербских школьников! Мы стараемся изучать не только прекрасный русский язык, но и (по мере возможностей, в соответствии с возрастом учеников) культуру, историю русского народа. Спасибо Вам за поддержку! Успехов Вам!
Нина Николаевна # 20 октября 2019 в 10:41 +3
Замечательная работа по знакомству с любимыми всеми детьми сказками. Отличные рисунки ваших учеников!
С удовольствием голосую!
Мира Симеунович # 20 января 2020 в 21:41 0
Большое спасибо, Нина Николаевна!
Ирина Николаевна Кириллова # 25 октября 2019 в 20:29 +2
Добрый вечер, Мира! С удовольствием ознакомилась с Вашей работой! Талантливо! Интересно! Познавательно! Очень интересный, креативный материал, который обрадует детей оригинальностью подхода к миру сказок. В увлекательной форме Вы формируете интерес к русскому фольклору, к русским традициям. С удовольствием голосую! Желаю Вам творческих успехов!
Мира Симеунович # 20 января 2020 в 21:42 0
Благодарю Вас за комментарий, Ирина Николаевна! Очень рада!
Ирина Владимировна Жабина # 28 октября 2019 в 18:18 +1
Добрый вечер, Мира! Очень понравилась Ваша работа и работы Ваших учеников. Погружаясь в волшебный мир сказок, Ваши ученики знакомятся с культурой и традициями русского народа в увлекательной форме. Разнообразие детских работ по мотивам русских сказок впечатляет. Все работы оригинальные, яркие, интересные, выполнены с душой. Презентация чудесная. Молодцы! С уважением и голосом 8, И.В.
Мира Симеунович # 20 января 2020 в 21:43 0
Ирина Владимировна, очень приятно, что Вы нашли время ознакомиться с моей работой! Благодарю Вас!
Галина Васильевна Егорова # 19 декабря 2019 в 14:21 +1
С большим интересом прочитала и посмотрела ваш материал. Сказка - это то доброе, что возвращает нас в детство. В них мы можем мечтать о чем угодно! Сказки учат доброте, уважению, милосердию. Вы вместе с учениками проделали большую работу в поисках информации о сказках и их персонажах. Замечательные получились поделки и рисунки. Примите голос.
Мира Симеунович # 20 января 2020 в 21:44 0
Огромное спасибо Вам, Галина Васильевна, за интерес и внимание! С уважением, Мира.