Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

«Математика на русском» - познавательно-развлекательный урок РКИ для учеников 6-7 класса с презентацией

«Математика на русском» - познавательно-развлекательный урок РКИ для учеников 6/7 класса
Автор: Мира Симеунович, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: предлагаю Вашему вниманию урок русского языка в основной школе в Сербии. Урок разработан для учеников 6 класса, родной язык которых – сербский. Они изучают русский язык как второй иностранный, с 5 по 8 класс. Особенность этого урока в том, что ученики впервые на уроке иностранного языка занимаются такой сложной наукой – математикой.
Назначение: материал предназначен прежде всего учителям РКИ (и других иностранных языков), учителям начальных классов, как пример нестандартного познавательно-развлекательного урока и исследовательской работы учеников с применением ИКТ.

Данные об уроке
Предмет: русский язык как второй иностранный
Тема:«Математика на русском»
Цель урока:ознакомление с Софьей В. Ковалевской, великим учёным-математиком
Задачи
Обучающие:расширять словарный запас и кругозор (знакомством с великой учёной); формировать сознание о размерах вклада русских учёных в развитие мировой науки.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к русскому языку как школьному предмету; воспитывать уважение и любовь к близкому нам народу, его культуре, истории и науке.
Развивающие: формировать любознательность и познавательный интерес учеников к науке; развивать логику и смекалку, нестандартное мышление; развивать самостоятельную работу, исследовательское и умение пользоваться ИКТ в поиске информации и подготовке презентации.
Подготовка: ученики старших классов провели исследование о С. В. Ковалевской; подготовили презентацию; сделали подборку математических задач. На уроке использованы: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока
Начальная часть урока
Учитель знакомит учеников с темой и этапами урока: в первой части они ознакомятся с великим русским учёным – математиком; во второй части урока будут решать забавные и необычные математические задания, нацеленные на логическое размышление. Перед заданиями сделаем разминку посредством ребусов с числительными.

Центральная часть урока (первый этап)
Маленькая Софья впервые заинтересовалась математикой в восьмилетнем возрасте благодаря ремонту в доме. Тогда стены её детской оклеили страницами лекций профессора М. В. Остроградского по математическому анализу. Софья пыталась соединить и сложить страницы текста, прочитать знаки на стенах, понять в чём их смысл. След этих знаков остался в памяти девочки и уже в 15 лет она приступила к изучению науки высшей математики. Софья любила не только математику, она много читала, рано начала писать стихи и прозу, за восемь лет с домашним учителем прошла полный курс гимназии. В детстве она думала, что станет поэтом.

В то время женщинам поступать в высшие учебные заведения России было запрещено, а отец не разрешил, чтобы Софья за рубежом продолжила учёбу. Заграничный паспорт она могла получить лишь с разрешения отца или мужа. Поэтому Софья решила выйти замуж за молодого учёного-биолога, Владимира Онуфриевича Ковалевского, который согласился на фиктивный брак с ней. В сентябре 1868 года они обвенчались, а в апреле следующего года переехали в университетский город Гейдельберг. Два года спустя Софья переехала в Берлин, где тоже не принимали женщин в университет, но немецкий учёный Карл-Теодор Вейерштрасс взял Софью под опеку, видя в ней огромный талант. В 1874 году он представил в Гёттингенский университет три работы Ковалевской на немецком языке, а Софье для получения степени доктора философии достаточно было одной (любой) из этих работ. Комиссия выбрала диссертацию «К теории дифференциальных уравнений в частных производных». Так как подобную работу чуть раньше написал французский математик Огюстен Коши, то теорема, вошедшая во все курсы математического анализа, получила название Коши-Ковалевской.

Возвращаясь на Родину, Софья надеялась, что ей предложат работу в университете. Вместо этого, ей предложили место учительницы арифметики в младших классах гимназии. В 1878 году родилась дочь Софьи и Владимира. Владимир начал заниматься бизнесом, чтобы обеспечить семью, но его обвинили в растрате средств. После смерти мужа, который покончил с собой, Софья переехала с дочерью в Берлин, к профессору Вейерштрассу, который устроил её на место профессора в Стокгольмском университете. За два месяца Софья научилась читать лекции на шведском языке. С 30 января 1884 года, когда она впервые поднялась в Стокгольме на кафедру, Софья за восемь лет прочитала 12 курсов лекций. Стала любимицей шведских студентов, которые называли её «Профессор Соня».

Первое международное признание за работу Софьи пришло в 1888 году, когда за работу «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки» она получила престижную премию Бордена, которую присудила ей Парижская академия наук.
Шведская академия присудила ей премию короля Оскара II, и она стала пожизненным профессором Стокгольмского университета. В ноябре 1889 года Ковалевскую избрали иностранным членом-корреспондентом физико-математического отделения Петербургской академии наук. Но когда в апреле 1890 года Софья Васильевна приехала в Петербург и пришла на заседание академии, её оскорбили словами, что дамам на столь высоком собрании присутствовать запрещено.
Год спустя, Софья заболела воспалением лёгких и умерла в январе 1891 года. Похоронена в столице Швеции.

Центральная часть урока (второй этап)
Задания следующие: РЕБУСЫ НА РАЗМИНКУ, ЗАДАЧКИ-ШУТОЧКИ, НА ЛОГИКУ И ИНТЕЛЛЕКТ, НА РАЗМЫШЛЕНИЕ, ГОЛОВОЛОМКИ. Решения задач на последних слайдах презентации.





Заключительная часть урока
Что вы запомнили о Софье Ковалевской?
1. Как маленькая Софья заинтересовалась математикой? (Стены в её комнате родители оклеили лекциями профессора Остроградского.)
2. Почему Софья хотела учиться за границей? (Потому что женщинам было запрещено поступать в университеты России.)
3. Какими науками занималась Софья? (Математикой, физикой, механикой.)
4. Кем в детстве хотела стать Софья? (Поэтом)
5. В каком городе Софья училась за границей? (В Гёттингене)
6. Как называется теорема Софьи К. и французского учёного? («Коши-Ковалевская»)
7. Вы запомнили названия повести или драмы Софьи К.? («Нигилистка», «Борьба за счастье», «Воспоминания детства»)
8. Какие награды получила Софья К.? (Премии Парижской и Шведской академий наук)
9. Где преподавала Софья К.? (В университете в Стокгольме)


(В итоге оказалось, что материал, подготовленный для этого урока, слишком объёмный. Затруднения в полном понимании текста задач на русском языке усложняют и замедляют процесс решения задач. Пришлось перенести «Головоломки» на следующий урок.)
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Математика на русском. Софья В. Ковалевская, ребусы, логическое мышление, головоломки

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Умножение дробей Баба-яга и другие сказочные персонажи в обучении РКИ Из опыта работы. Русские сказки в творчестве учеников основной школы в Сербии Обучение РКИ в дистанционном режиме

Похожие статьи:

Новогодние истории и развлечения

Игры на развитие логического мышления детей 6 лет

Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время

Сценарий внеклассного мероприятия в 3 классе. Словесные головоломки

Исследовательская работа, 8 класс. Города - герои Великой Отечественной войны | Из опыта работы. Русские сказки в творчестве учеников основной школы в Сербии
Опубликовано: 1946 дней назад (25 августа 2019)
Просмотров: 1442
+9
Голосов: 9
Вера Валерьевна Павлова # 26 августа 2019 в 23:00 +4
Уважаемая Мира!
Как прекрасно, что Вы приобщили нас педагогов к жизни и разнообразному математическому и не только дарованию Софьи Ковалевской. Меня ОЧЕНЬ увлекла историю этой знаменитой женщины математика, литератора и мыслителя.
Впечатлена Вашей презентацией, в которой все лаконично и познавательно для школьников.
Вы подобрали интересные головоломки, ребусы, логические задания. Весь этот материал украсил Ваше занятие, заставив думать и размышлять.Мне все ваше мероприятие ОЧЕНЬ понравилось. Все задачи решены, цель достигнута ознакомление с Софьей В. Ковалевской, великим учёным-математиком.
Желаю Вам творческих находок, приобщайте и нас к жизни Великих людей своего времени.
Мой ГОЛОС Вам за оригинальность и творчество.
Мира Симеунович # 1 сентября 2019 в 11:16 +4
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Большое спасибо за такой развёрнутый комментарий! Очень приятно, что у Вас такие положительные впечатления от моей работы! Успехов Вам во всём! С Днём знаний!
Вера Владимировна Мухамадеева # 27 августа 2019 в 13:03 +5
Здравствуйте, Мира, мне как математику было очень приятно ознакомиться с Вашей публикацией. К своему стыду, признаюсь, что большая часть информации для меня была незнакома. Хотя казалось бы столько классных часов на эту тему проводила, но настолько подробно не удосужилась раскрыть вопрос. Второй этап урока просто замечательный, мы то ограничиваемся только рассказом о событии или персоналии, а викторины проводили отдельно. Оказывается можно все это объединить, и получается это здорово. Спасибо за презентацию, обязательно использую в своей работе. Всего доброго, успехов, удачи.
Мира Симеунович # 1 сентября 2019 в 11:20 +4
Здравствуйте, Вера Владимировна! Благодарю Вас за отзыв! Я очень рада, что вам публикация понравилась, и ещё больше, что она Вам (как математику) пригодится. Очень рада! Большое спасибо! Желаю успехов и всего самого лучшего! С Днём знаний!
Валентина Николаевна Матвиенко # 27 августа 2019 в 21:20 +13
Мира, мне очень понравился Ваш познавательно-развлекательный урок "Математика на русском"! Структура урока продумана, логически выстроена, интересна и познавательна по содержанию. С удовольствием прочитала о Софье Ковалевской! Замечательный второй этап центральной части урока! Здорово, что к подготовке урока Вы привлекли и учеников старших классов, которые достойно провели исследование об этой гениальной женщине, подобрали занимательный материал по математике, подготовили презентацию!!! У талантливого учителя-- талантливые ученики!!! Спасибо! Браво! Творческого вдохновения Вам и Вашим замечательным ученикам!
Мира Симеунович # 1 сентября 2019 в 11:23 +4
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Я очень признательна за такое внимательное прочтение и анализ публикации! Спасибо за высокую оценку структуры и содержания урока! Очень приятно читать такие слова! Успехов Вам в новом учебном году! С Днём знаний!
Елена Васильевна Бычкова # 28 августа 2019 в 00:01 +5
Доброй ночи, Мира. Вы предложили своим ученикам замечательный материал, рассказывающий о выдающейся женщине-математике. Знакомство с биографиями людей такого типа заставляет детей задумываться о своей уникальности, пытаться определить, нащупать свои способности, размышлять над вопросом "А что интересно мне, что Я оставлю этому миру?" Читая заключительную часть Вашей публикации вспомнила одну из заповедей разведчиков "не достаточно знать иностранный язык (говорить на нём), надо научиться даже думать на нём". Действительно, решение логических задач - это процесс размышления, обдумывания, который у Ваших учеников протекает на родном сербском языке... вот тут и возникает несостыковка, требующая дополнительных разъяснений и времени. Но я думаю, что в этом есть свой ПЛЮС: создаётся ситуация "погружения" в изучаемый язык.
ГОЛОСУЮ "ЗА"!!!
Мира Симеунович # 1 сентября 2019 в 11:33 +4
Здравствуйте, Елена Васильевна! Как приятно встречать единомышленников! Я думала именно так, как Вы написали: про размышление детей, логику. Думала о том, что ребятам надо задуматься над серьёзными вопросами, погрузиться в язык... Огромное Вам спасибо за понимание, за внимательный подход к материалу! Всего Вам самого лучшего!
С Днём знаний!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 1 сентября 2019 в 17:58 +2
Здравствуйте, Мира!
Мне очень понравился Ваш познавательно-развлекательный урок "Математика на русском"! Вы подобрали интересные головоломки, ребусы, логические задания. ЗамечательнаЯ презентация. Все поставленные задачи решены, цель достигнута. Желаю Вам творческих успехов и вдохновения. Голос!
С Днем знаний!
Мира Симеунович # 21 сентября 2019 в 22:54 0
Спасибо, Юлия Дмитриевна, за интерес и комментарий! Очень приятно! Вам тоже успехов!
Март # 8 сентября 2019 в 07:06 +3
Здравствуйте, Мира, очень интересный материал, очень актуальный для людей с физико-математическим образованием. Ваша работа мне понравилась. Всего доброго. Дальнейших творческих успехов.
Мира Симеунович # 21 сентября 2019 в 22:55 +1
Здравствуйте. Большое спасибо за положительные слова и внимание! Рада, что Вам понравилось! Успехов!
Ирина Николаевна Кириллова # 14 сентября 2019 в 22:32 +2
Здравствуйте, Мира! С интересом и огромным удовольствием познакомилась с разработкой Вашего урока "Математика на русском". Я не учитель математики, но мне всё понравилось. Насколько я могу судить, замысел Вашего урока реализован в полной мере. Содержание выстроено методически грамотно, логично. Дети не только решают задачи, ребусы, головоломки но и получают полезную и познавательную информацию о первой в мире женщине-профессоре математики. Работа заслуживает высокой оценки и внимания коллег.
Спасибо! Примите голос!
Мира Симеунович # 21 сентября 2019 в 22:58 +1
Ирина Николаевна, благодарю Вас за интерес и высокую оценку работы! Очень приятно! Я тоже не математик, но хотелось и поиграть, и выучить что-то новое! Спасибо! Творческих Вам успехов! С уважением, Мира.
Елена Юрьевна Деришева # 7 октября 2019 в 19:02 +2
Добрый вечер,Мира! С большим интересом побывала на вашем уроке математики. Мне понравилось. Успехов вам. Голос.
Мира Симеунович # 20 января 2020 в 21:46 0
Благодарю Вас, Елена Юрьевна, за интерес и внимание! Я очень рада, что Вам понравился наш урок математики! Успехов Вам!
Людмила Васильевна Биткова # 20 октября 2019 в 19:57 +1
Добрый вечер, Мира! Мне понравился Ваш урок. Хорошая презентация. Спасибо за Ваше творчество. Голос
Мира Симеунович # 20 января 2020 в 21:47 0
Людмила Васильевна, огромное Вам спасибо за просмотр материала! Очень приятно, что Вам понравилось! С уважением, Мира.