Карл Фаберже. Биография: интересные факты из жизни
Карл Фаберже – ювелир царской семьи
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия. Описание: Предлагаю Вашему вниманию работу, которая нацелена на обучение русской культуре учеников Сербии. Я считаю, что это одна из самых главных целей учителя русского языка – знакомить учеников с культурой и традициями русского народа. В этой работе я стараюсь представить ученикам часть пасхальных традиций императорской семьи Романовых, знакомя их с примерами работы Фаберже.
Покажу им ещё работу учеников, проделанную в 2020 году, чтобы мотивировать их интерес и, может быть, новую творческую работу. В период дистанционного обучения я представила ученикам примеры работы Фаберже, теперь я решила сделать что-то похожее. Посмотреть работу из 2020 года можно по ссылке: https://ped-kopilka.ru/blogs/mira-simeunovich/iz-opyta-raboty-pasha-2020-rki-v-distancionom-rezhime.html Повторить эту работу считаю уместном потому, что сейчас другие дети, другое время, материал будет представлен в другой форме.
Назначение: работа назначается всем творческим педагогам, учителям, ученикам, даже родителям – людям любого возраста и специальности. Может послужить идеей для творческой работы, досуга, проектной или внеклассной деятельности. (В работе использованы интернет источники информации.)
Цель: расширение знаний о православных традициях посредством исторических данных о Пасхе в императорской семье Задачи: представить исторические данные о ювелире царской семьи; развивать познавательный интерес к русской культуре и русскому языку; воспитывать уважение к народным традициям славян; развивать креативность, творческие способности и таланты; закреплять семейные ценности.
В русской императорской семье Александр III Романов установил традицию дарить специальные пасхальные подарки императрице Марии Фёдоровне. Подарки были драгоценными, уникальными, каждое с особым сюрпризом, а повторять темы и мотивы не допускалось. Императрица каждый год получала от царя специально для неё заказанное яйцо у ювелира К. Г. Фаберже – знаменитого мастера ювелирных дел. Такая же традиция существовала в датской императорской семье (оттуда происходила императрица Мария Фёдоровна). О пасхальных яйцах Фаберже есть данные, которые показывают, почему именно он является последним придворным ювелиром императорской семьи. Его деятельность и судьба связаны с Зимним дворцом и Эрмитажем, которые свидетельствуют о тонком вкусе и отношении к красоте обладателей Дворца в начале XX века.
Карл Фаберже ещё молодым мастером стал императорским ювелиром. До того, Фаберже обучался в Европе (в основном Германии), затем вернулся в Россию в 1870 году и стал работать в мастерской своего отца в Санкт-Петербурге. Ему было 24 года. Впервые его работу император Александр увидел на Всероссийской ремесленной выставке в 1885 году в Москве (она является частью Всероссийской промышленно-художественной выставки). После выставки Карл Фаберже стал «Ювелиром Его Императорского Величества». Именно с 1885 года началось производство знаменитой и уникальной в истории ювелирного искусства «императорской» серии пасхальных яиц. В 1910 году Фаберже получил титул придворного ювелира Императорского двора.
Новые изделия современного ювелира впервые появились на выставке в Париже в 1900 году. Некоторые критики тогда считали, что пасхальные яйца и другие его изделия слишком «неумеренные», а других воодушевила роскошь и перфекционизм царского ювелира.
В мастерской Фаберже работали лучшие ювелиры того времени. Это была многонациональная команда из 24 молодых мастеров. Самый известный среди них был Михаил Перхин, а единственной дамой была Альма Пиль. Большинство ювелиров работали в своих мастерских, но для них было честью принять участие в самой важной работе – выполнить просьбу императора и сделать для него уникальное пасхальное яйцо. Из сделанных по заказу царя, по некоторым данным, до наших дней сохранились 46 яиц. Другие яйца знакомы из описания или со старых фотографий, а сегодня считаются потерянными.
Вся команда работала над императорским яйцом целый год, с момента определения дизайнерских решений. Использованы золото, серебро, самые драгоценные материалы (с золота до хрусталя) но в течение русско-японской войны использованы дешёвые материалы, даже дерево – напр. берёза из Карелии.
После смерти Александра III пасхальную традицию продолжил его сын – Николай II Романов. Драгоценные яйца он дарил своей матери, жене. Это продолжалось до 1917 года, когда большевики разграбили и распродали коллекцию императорских пасхальных яиц. Одно из них, всё-таки, не было в дворце Романовых – «Георгиевское», которого в Данию увезла с собой Мария Фёдоровна в 1918 году.
Считается, что в целом было сделано 71 яйцо. Императорской коллекции принадлежало 54 (два из которых не завершены). До сегодняшних дней (по некоторым сведениям) сохранилось 65 яиц, 46 из них – царские. Они хранятся в музеях: в Санкт-Петербурге, в Оружейной палате в Москве, часть в Эрмитаже. Некоторые из них в Америке, в Великобритании и других странах.
Оригиналы продавались по огромным ценам: «Зимнее яйцо» купили за 9,6 миллионов долларов, «Ротшильдское яйцо» купил какой-то русский коллекционер за 18,5 миллионов долларов. Остальные яйца стоили гораздо меньше: 3 – 5 миллионов долларов. А самое дорогое, считается, было «Ландыш», за которое заплатили (говорят) почти 100 миллионов долларов.
Самое большое количество яиц находится в Российских музеях, вместе с другими драгоценными предметами мастерской Фаберже. Это украшения, которые могли купить только самые богатые столичные семьи.
Все они, конечно, не перестают восхищать весь мир, поражать зрителей фантазией, а специалистов – мастерством исполнения. Но есть некоторые из них, которые всё-таки, больше других славятся красой и оригинальностью. Самыми известными являются «Херувим и колесница» и «Коронационное», а самым оригинальным считается «Транссибирская железная дорога». Самое большое из яиц – «Московский Кремль». (Если говорить о размерах пасхальных яиц, высота самых больших из них была до 20 сантиметров, вместе с подставкой.)
Кроме золота и серебра, в мастерской Фаберже использовался агат, бриллианты, рубины (в «Императорском» яйце), горный хрусталь и изумруд (как в «Вращающихся миниатюрах), платина, эмаль (как в самом известном яйце Михаила Перхина). Жемчуга были почти обязательны, ещё слоновая кость (в любимом яйце императрицы «Ландыши», также в изготовлении яйца «Красный крест с портретами»). В мастерской использовали и хрусталь, платину, кварц (в «Зимнем яйце», единственном, которое изготовила Альма Пиль). Она была из семьи ювелиров шведского происхождения. Сначала в фирме Фаберже Альма рисовала эскизы, затем работала дизайнером. Самые известные её работы «Зимнее яйцо» и «Мозаика». Говорят, что «Зимнее яйцо» никто не пытался дублировать или скопировать – настолько оно оригинально и уникально.
Последним яйцом, полученным Императрицей, было «Военное стальное» (1916), сделанное действительно из стали; здесь никакой роскоши не было, из-за военного времени.
В наше время в разных странах организуют выставки работы Фаберже (в Лондоне, в Санкт-Петербурге, в городах Америки…). Интересный экспонат напр. появился в Эрмитаже в 2020 году: миниатюрная копия императорских регалий, которую изготовил Фаберже для Всемирной выставки в Париже в 1900 году (с разрешения императора). Изделие получило Гран-при на выставке, а в следующем же году Николай II приобрёл эту миниатюру.
Посмотрите другие примеры пасхальных яиц в презентации.
Спасибо за внимание!
Мира, с большим интересом познакомилась с вашим материалом о Карле Фаберже. Вы подобрали много познавательных фактов, иллюстраций. Публикация расширяет кругозор читателей, способствует возникновению желания изучать новое. Очень понравилась ваша работа! Примите голос!
Очень интересная публикация. Прочитала на одном дыхании. Отличным дополнением стала замечательная презентация. История завораживает и погружает в мир истории. Материал пригодится для проведения классных часов и других воспитательных мероприятий. Голос №3