Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Размышления о таланте: теория и практика

Из опыта работы с одарёнными детьми
«Человеку всегда нравится делать то, к чему у него есть талант.»
Альберт Эйнштейн


Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: предлагаю Вашему вниманию короткую статью о таланте, в которой изложены личные взгляды, упомянуты некоторые из современных приёмов, которыми пользуются педагоги в работе с талантливыми детьми / подростками. (В статье термины «одарённость» и «талант» синонимичны.)
Назначение: материал назначается педагогам любой специальности – учителям, предметникам, всем, кто на своём профессиональном пути встречался с выдающимися детьми / подростками.
Цель: обмен опытом и представление личных мнений о работе с талантливыми учениками.
Задачи: поделиться взглядами и информацией о таланте; подчеркнуть некоторые особенности талантливых учеников; представить свою точку зрения о значении учителя в работе с талантливыми детьми; привести примеры активностей из личной практики.

В современном «информационном» обществе несложно стать хорошо информированным человеком, хотя не все способны жить в быстро меняющемся мире, который требует от нас способность к быстрым изменениям. Сегодня всем надо постоянно осваивать и использовать новые знания, умения, мыслить нестандартно, быть креативным, мобильным, динамичным… Этому учит современная школа.

В образовательной системе признаком образованности человека стали «компетенции», смысл которых не в заученных знаниях, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях, применяя эти знания. В каждом школьном предмете, на любом уровне обучения, для детей и взрослых, в любой сфере жизни или профессии – всюду необходимо обладать определёнными компетенциями. Создано немало педагогических технологий, которые обеспечивают новый – «компетентностный» результат. Есть много современных приёмов, методов и форм обучения, задача которых – способствовать развитию полноценной личности ученика, обладающего способностью достигать разные компетенции. Для того, сначала очень важно установить уровень способностей детей, но и уметь (потом) правильно осуществлять их развитие. Ученики, уровень способностей которых мы определяем как «высокий», достигают высший уровень компетенций.

Говоря о талантливых учениках в сфере иностранных языков (именно РКИ), можно сказать, что они достигают все языковые компетенции, что их уровень понимания и применения русского языка очень высокий (в устной и письменной форме), что есть функциональное знание языка, согласно стандартам изучения иностранных языков.

Одарённость в современной науке трактуется, как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. С другой стороны, способность, или навык – это приобретённое посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определённое дело. Талант тоже определяется, как высокий уровень развития тех способностей, которыми обладает человек. Талант позволяет нестандартно, успешно выполнять то или иное задание и добиваться высоких результатов.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности необходимо обладать определёнными знаниями, умениями и навыками. Простыми словами – если талант не развивается, то он не приведёт к высоким результатам. Он необходим в качестве базы, поверх которой необходимо развивать навыки. Только таким образом, по словам учёных, он приводит к успеху. Притом, надо максимально использовать все ресурсы: высокий потенциал ученика, его любовь к предмету, и поддержку родителей, и литературу, своё (с точки зрения учителя) время, трудолюбие и креативность, современные средства обучения…и многое другое.

Талантливые дети выделяются выдающимися достижениями, которые являются результатом взаимодействия наследственности (врождённый талант) и социальной среды. Это взаимодействие развивается с помощью родителей, но тоже благодаря педагогам, которые иногда лучше и быстрее, чем сами родители, замечают одарённость ребёнка. Детский талант – это интеллектуальный потенциал ребёнка, с ним нужно работать, чтобы обеспечить максимальный результат.

Одарённые дети обычно обладают отличной памятью, любопытством, способностью абстрактного мышления, классифицирования информации, умением широко пользоваться знаниями, а в большинстве случаев у них и большой словарный запас. По одной из классификаций учёных, ключевые компетенции одарённых детей – интеллектуальная, коммуникативная и информационная. Следовательно, у таких детей есть потребность в исследовательской и поисковой активности, стремление к открытиям, активному умственному и творческому труду. Очень важно подчеркнуть, что одарённые дети получают удовольствие от выполняемого дела, они радуются новым знаниям и успехам. Это значит, что у них есть особая мотивация, благодаря которой они способны к более качественному и креативному усвоению данных. Наличие посвящённого, креативного учителя подразумевается. Многое зависит именно от него: он информирует, обучает, направляет, корректирует, подбадривает, зажигает… Он узнаёт потенциалы ребёнка, чувствует его границы, знает его сильные и слабые стороны. Именно учитель ведёт ученика к успеху (ненавязчиво, тактично), помогая ему максимально использовать свой потенциал.

В раннем возрасте (дошкольном) проявляется высокий общий уровень интеллектуального развития, а потом, в подростковом, появляется специальная одарённость. Под специальной одарённостью современные специалисты подразумевают талант подростков к определённой области или науке (цифровой, физический, пространственный, вербально-лингвистический, личностный и др. таланты). Дети легче и быстрее усваивают знания в науках, к которым у них есть врождённый талант.

Есть и такие учёные, которые твердят, что таланта нет, что есть только труд, развитие способностей, совершенствованием которых можно прийти к успеху. По-моему, нельзя отрицать присутствие таланта у детей, его надо как можно раньше узнать и использовать. Тем, у которых есть особый талант к математике, музыке, языкам (…) намного легче даётся эта деятельность, а каждый (как правильно сказал Эйнштейн) любит делать то, что ему даётся легко. (Это именно то удовольствие, которые мы упомянули раньше – радость от «лёгкой» работы над тем, что для других может быть очень сложно.)

Многие из современных технологий работы с талантливыми детьми предлагают обучение в маленьких группах, исследовательскую деятельность, кружковую работу, дифференцированное обучение, применение интеллектуальных игр и олимпиад. Каждая из новых методик предусматривает развитие творческого и (особенно) критического мышления. Кроме того, основной частью каждой современной методики является проектное обучение с применением новых цифровых средств. Электронные ресурсы являются необходимым (почти обязательным) средством развития интеллектуальных и творческих способностей в работе с одарёнными детьми нового времени.

Учителям надо не только расширять интерес и знания учеников по данному предмету, но ещё и самому постоянно развивать свои компетенции, осваивать новые знания и навыки. Ему тоже надо развивать кругозор учеников, их самостоятельность, умение сравнивать и обобщать, делать анализы; надо поддерживать и развивать их креативность, воспитывать и развивать сотрудничество. Другими словами, педагог должен предлагать одарённому ребёнку разнообразные активности по его интересам (на уроках, но и на факультативных занятиях), применять и индивидуальную, и групповую работу, создавать условия для развития личности ребёнка, сопровождать его развитие и проводить диагностику успешности. При всём этом, педагог ещё должен соблюдать принцип добровольности. Учитель может предлагать, инициировать, приглашать учеников на участие, потом помогать и направлять, советовать (…), но необходимо, чтобы ученик сам сделал выбор того, чем хочет заниматься.

Наблюдая за учеником, его достижениями, учитель может создать индивидуальное «Портфолио ученика», чтобы регистрировать данные об ученике, презентовать каждый шаг на пути развития его способностей. Или это сделает сам ученик, с помощью учителя.

Скажу ещё пару слов из личного опыта работы с талантливыми учениками, о том, в каких мероприятиях они участвуют, сделав первые шаги в наших классных и межклассовых викторинах. В столице Сербии есть Русский дом, который мы с учениками посещаем, следя за интересными для школьников программами. Это Российский центр науки и культуры, который объявляет разные конкурсы для учеников. Мои ученики участвуют в традиционных конкурсах «Живая классика» и «Поэзии чарующие строки», но и в конкурсах: «Русский язык – замечательный язык!», «Русская сказка», в конкурсе РЖД и других. Кроме того, мы регулярно выступали в концертах школьников, которые до пандемии устраивал Русский дом. В Русской школе при посольстве РФ в Сербии тоже есть традиционный конкурс «ЛИК России», в котором мы ежегодно участвуем. Есть в Сербии и традиционные языковые олимпиады – «НИС олимпиада» и олимпиада нашего министерства образования, разные конкурсы обществ сербско-русской дружбы. Самые талантливые ученики принимали участие и в международных конкурсах: Пушкинский конкурс «Что в имени тебе моём» или «Россия в электронном мире». Очень часто их награждали за вложенный труд дипломами, грамотами, но и ценными подарками. Самая успешная из моих учениц ровно двадцать раз занимала призовые места и получала награды (за исполнение песен, за сочинения, актёрское мастерство, за чтение стихов, за знание русского языка и др.).

Для креативного учителя, любящего свою работу, работа с талантливыми учениками становится большим удовольствием, потому что тогда учитель и ученик постоянно мотивируют друг друга. Чтобы следить за учениками нового века, учителю нельзя остаться в прошлом – он тоже должен постоянно совершенствоваться. Учеников надо заинтересовать, используя (между прочим) средства их времени. На стыке традиционных методик и современных средств тот начальный, простой интерес ученика постепенно превращается в настоящую любовь к русскому языку, которая делает учителя счастливым. И тогда совместная работа выполняется с радостью, а замечательные результаты приносят гордость.
Всем талантливых учеников!
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Как выявить одаренных детей в школе О работе с одаренными детьми Методика работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Похожие статьи:

Как оценить умственные способности ребенка

Из опыта работы: «В гостях у А. С. Пушкина в Сербии». Презентация | Викторина по РКИ для учащихся 5 класса с ответами
Опубликовано: 608 дней назад (17 августа 2022)
Просмотров: 921
Рубрика: Статьи
+7
Голосов: 7
Софья Владимировна Юхнина # 17 августа 2022 в 21:52 +3
Мира, здравствуйте!
С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Размышления о таланте: теория и практика".
Тема мне близка. Одарённые, талантливые воспитанники требуют особого отношения, чтобы преумножить их способности, раскрыть, нужно постараться. Разделяю Ваши взгляды по этому вопросу. Вы человек творческий, многогранный. Здорово, что дети радуют победами, это очень важно, ведь мы работаем на результат. Так держать! Желаю Вам талантливых учеников! Примите мой скромный голос в Вашу копилочку. joke
Мира Симеунович # 19 августа 2022 в 09:47 +2
Большое спасибо, Софья Владимировна! Очень приятны Ваши слова!
Галина Васильевна Егорова # 18 августа 2022 в 09:11 +3
С интересом прочитала вашу статью. Вы пишете о важных моментах, о всевозможных способах развития детей, о привитии интереса к саморазвитию. Тема весьма актуальна в наши дни, когда со всех сторон мы слышим о креативности и деятельности. Материал изложен доступно, с примерами из личного опыта. Примите голос.
Мира Симеунович # 19 августа 2022 в 09:48 +2
Галина Васильевна, спасибо за внимание и комментарий! Очень рада!
Ольга Анатольевна Котенко # 18 августа 2022 в 09:21 +3
Здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией: "Размышления о таланте: теория и практика". Действительно, для учителя креативного, любящего свою работу, работа с талантливыми учениками становится большим удовольствием! Примите голос.
Мира Симеунович # 19 августа 2022 в 09:49 +2
Благодарю Вас, Ольга Анатольевна, за интерес и отзыв! Всего Вам хорошего!
Валентина Петровна Чурепкина # 19 октября 2022 в 18:35 +1
Голосую с большим удовольствием + 6!
Публикация достойна внимания и положительных отзывов!
Успехов и новых не менее интересных разработок, а также талантливых учеников!
С уважением, В.П.
Мира Симеунович # 15 ноября 2022 в 23:33 0
Валентина Петровна, огромное спасибо за интерес к моей работе! Очень приятно! Творческих Вам успехов!