Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Русские художники-комиксисты в Сербии

Русские художники-комиксисты в Сербии (часть 1, с презентацией)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия
Назначение: материал назначен коллегам – учителям истории и искусства, любознательным учителям и ученикам, которых интересуют исторические связи русского и сербского народов
Цель: представление деятельности русский художников комикса в Сербии в тридцатые и сороковые годы ХХ века
Задачи: ознакомить коллег с жизнью и деятельностью художников; представить их вклад в создание и развитие сербского (русского, европейского) комикса; расширять понятия об исторической взаимосвязи двух народов; развивать интерес к совместным историческим деятелям славян.
Описание: уважаемые коллеги, хочется представить вам великих художников комикса, которые работали в Сербии перед и в течение Второй мировой войны. Они рисовали комиксы (которые «читали все, кроме русских») 50 лет прежде, чем они появились в СССР.

После Гражданской войны в России, тысячи русских поселились в Белграде, оставив огромный след в культуре и истории Королевства Югославии. Православная монархия с дружественным населением и тёплым климатом давала надежду на убежище.
В 30-е годы XX века в Белграде из около 300 000 населения 30 000 были русскими (бело)эмигрантами. Они занимали передовые позиции в культуре, науке, архитектуре, медицине и преподавании. Белград стал быстро развиваться во всех направлениях: русские архитекторы спроектировали здание Правительства, Министерства иностранных дел, Генерального Штаба и многих других зданий, которые и сегодня украшают столицу Сербии; русские актёры и музыканты создали множество оперных и балетных трупп; русские юристы помогали упорядочить законодательство страны. Но самыми популярными, народными героями стали русские художники.
Всё началось с Джордже Стрипа, который сделал взрыв (в 1935 году) первым графическим романом «Кровавое наследство».
За неполные 10 лет (в том числе и в годы Второй мировой войны), в Югославии издано более 4000 страниц комиксов, более 150 цельных графических романов, благодаря рукам «Белградского круга художников» и их земляков.

Крупнейшим издателем в Королевстве СХС в тридцатые годы был Александр Ефимович Ивкович (русский эмигрант из Одессы). Он был владельцем типографии «Рус», и выпускал несколько журналов комиксов: «Забавник», «Робинзон», «Маленький забавник Микки-Маус», «Маленькая библиотека Микки-Мауса», в начале 1937 года открывает «Веселый забавник», а в 1938 г. появляется журнал «Тарцан». Он публиковал в основном работы русских художников комикса, но и американские серии Диснея. И не только в Белграде, он стал издавать югославские комиксы во Франции и Бельгии. А. Ивкович решил разработать бизнес, не зная, что с журнала «Мика миш» начнётся «золотой век» югославского комикса. Журналы Ивковича были столь популярными в Белграде, что их тираж составлял 300 тысяч экземпляров – В НЕДЕЛЮ!
«Мика Миш» публиковался с 1936 по 1941 год. Журнал первоначально имел восемь страниц, потом 12. В начале, "Мика Миш" публиковался только по субботам, а потом стал выходить два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Издание было одним из лучших юмористических журналов в Королевстве Югославия. Комиксы стали называть «стрипами» в честь Джордже Стрипа (Юрия Лобачёва), который считается «отцом нового жанра» в Югославии.
Все они родились на рубеже XIX и XX веков. Большую часть жизни (эти) дети аристократов провели вне России, прошли путь белых эмигрантов: Крым, Константинополь, Белград. У большинства из них не было художественного образования, и многие из них стали рисовать поздно, когда некоторым уже было за сорок. Они сами сочиняли сюжеты для своих графических романов, или адаптировали сюжеты русских писателей.

НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ НАВОЕВ
Родился в 1913 г. в Санкт-Петербурге, в семье штабс-капитана Павла Навоева, художника и военного репортёра в ставке Николая II. Рисовал Навоев комиксы с 1935 г., но будучи очень молодым, обучался в процессе, пройдя большую эволюцию от первых работ по мотивам приключений Остапа Бендера до «Тараса Бульбы». Именно он – автор первого опыта в жанре супергероики в Югославии. Серия комиксов про супергероя Зигомара была сделана по подобию истории про Фантома, очень популярной в то время. Навоев придумал его задолго до американского Супермена, считается даже, что его образ был списан с русско-югославского Зигомара. Это первый югославский сериальный супергерой.
Первую популярность он приобретает, рисуя для журнала «Стрип» историю под названием «Тарцанета» – с первой в истории мирового комикса женщиной-дикаркой. Вместе с Б. Видичем пересказал чуть ли не всю историю Балкан, сделав её авантюристской: «Молодой Бартуло, сын пирата из Дубровника», «Смерть Смаил Аги-Ченгича», «Женитьба Максима Чарноевича», «Комнен Байрактар», «Сын Гайдука» и т.д. В авантюрно-мистических произведениях он подписывался как Nick Woodly, а в романах югославской тематики он часто превращал своё имя в фамилию – Н. Николаевич.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШЕНШИН
Газетные комиксы (по словам И. Антанасиевич) Шеншин начал рисовать ещё задолго до появления комикс-журналов в Югославии, а первый свой полноценный комикс нарисовал довольно поздно – в 1937 г. Роман назывался «Маньчжурия в огне» и рассказывал о захвате Маньчжурии Квантунской армией. Перед войной он начал рисовать одновременно три романа - «Волшебник Хоттабыч» по роману Лазаря Лагина, «Княгиня Нина Джаваха» – по роману Лидии Чарской и «Марко Королевич» по сербским эпическим песням. К сожалению, все они остались незаконченными.
Его тексты – оригинальная авторская импровизация на заданную тему. Особенно сильно это чувствуется в романе «Храбрый солдат Швейк», которого очень любили именно из-за полного «включения» Швейка в балканские реалии. Конец войны для Ивана Шеншина (веселого человека невеселой судьбы, как любил он говорить о себе) был трагичным. Он был расстрелян 16 ноября 1944 года за сотрудничество с оккупантами. Сотрудничество выражалось в том, что после закрытия журнала «Микиево царство» он рисовал иллюстрации к сказкам Андерсена и братьев Гримм для издательства «Юго-Восток».

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОЛОВЬЁВ
Родился в Курске в 1901 году. Попал в Белград в составе армии Врангеля.
Комиксы для Соловьёва были большой страстью. В Югославии нарисовал 24 работы, и рисовал до конца жизни, даже в Италии, куда он уехал после войны и где умер в 1975 году. Его работы отличаются изящным стилем. Читатели любили роман «Сибирочка» (в основе «Молодая Сибирочка» Лидии Чарской) - настоящий «дамский приключенческий роман».
Соловьёв с первых своих работ оставляет впечатление зрелого мастера, свободного от поиска собственного стиля. Сотрудничал в журнале «Мика-Миш», затем с «Микиевым царством». В журнале «Политикин забавник» - в начале 1941 г. он опубликовал лучший свой роман «Остров сокровищ» по роману Р. Л. Стивенсона. Стиль рисунка Соловьёва меняется в соответствии со стилем писателя, которого он адаптирует. Соловьёв иногда делает произведение лёгким, как во «Сне в летнюю ночь», или авантюрным – как в «Айвенго» или «Робин Гуде», или же эпическим – как в романе «Наполеон». Соловьёв сотрудничал со сербским сценаристом Видичем – их успех заключался в темах, которые они затрагивали, и в подобранных жанрах.
В 1938 г. Соловьев рисует графический роман «Казаки», который представляет адаптацию романа «Тихий дон» Шолохова из 1935. Соловьев всё же в комиксе даёт собственную версию исторических событий: он не просто меняет сюжет, а меняет его в соответствии с тем идеологическим вектором, который ему близок и, таким образом, его комикс имеет собственную художественную независимость.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЖЕДРИНСКИЙ
Родился в 1899 году в Москве (внук курского губернатора). В 1917 окончил гимназию в Москве, приехал в Петроград и там изучал архитектуру, потом в 1918 году уехал с семьёй в Киев. Учился в Киевском художественном училище. В 1920 эмигрировал в Королевство СХС (Югославию). В апреле 1921 поступил художником-декоратором в белградский Народный театр. До начала Второй мировой войны в Белграде создал сценографию более, чем 130 спектаклей. Среди них «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Укрощение строптивой» и «Макбет» Шекспира, «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, «Квадратура круга» В. П. Катаева, «Жорж Данден» Мольера, «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, спектакли по пьесам югославских драматургов.
Оформлял оперы и балеты русского репертуара: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, «Шехеразада», «Сорочинская ярмарка», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Организовал в Белграде театр миниатюр «Ягодка». Не входит в Белградский круг художников.
С середины 1927 публиковал рисунки в белградской газете «Политика» и карикатуры в юмористических журналах («Бух!» и др.). Иллюстрировал около сотни книг югославских издательств. В библиотеке «Золотая книга» Жедринский иллюстрировал и Пушкина, и Скотта, Свифта и Гюго, сказки, легенды, драмы и повести.

ВСЕВОЛОД КОНСТАНТИНОВИЧ ГУЛЕВИЧ
Родился в 1903 году в Варшаве, в семье офицера, проходившего службу в Польше. В 1920 в составе кадетского корпуса эвакуировался из Ялты в Югославию. Окончил Крымский кадетский корпус в Словении, потом поступил в русское Николаевское кавалерийское училище в г. Бела-Црква, но не закончил его. Был живописцем, графиком, художником комиксов.
Во время немецкой оккупации Белграда иллюстрировал книги, тоже рисовал комиксы в период коллаборационистского с немцами правительства Недича. Публиковал в журнале «Мали забавник» комиксы реалистического жанра: «Меч судьбы», «Нибелунги», «Холмы в пламени» и «Суровый Джек». Перед освобождением (в 1944 г.) Гулевич покинул Югославию и уехал в Нью-Йорк, где умер и был похоронен в 1964 г. на православном кладбище Ново-Дивеево.

АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ РАНХНЕР
Ровесник Шеншина, родился в 1897 году в Одессе. Вместе с Шеншиным разделил и судьбу, погиб во время войны (убит в 1942 г.) за сотрудничество с правительством Недича.
Рисовал много: «Капитанская дочка» и «Станционный смотритель» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Граф Монте Кристо» Дюма, «Девид Коперфильд» Диккенса и другие. Его дебютная работа – «Мраморный город» появилась в журнале «Весели забавник» в феврале 1937 года. В журнале «Мика-Миш» с 1938 опубликованы все 18 романов Ранхнера, сначала роман «Гражданка на троне», который является рисованной обработкой романа «Драга Машин» Светислава Б. Лазича, затем роман «Гайдуки», созданный по драме известного сербского комедиографа Бранислава Нушича.
И. Антанасиевич считает, что Ранхнер, возможно, единственный из всех художников и сценаристов комикса, который обладал великолепным филологическим чутьем, которое позволяло ему создавать не просто шедевры комикса как жанра, но и давать новую интерпретацию известных произведений.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ТИЩЕНКО
Родился в 1906 году в офицерской семье. В составе Крымского кадетского корпуса в 1920 году эвакуирован из Ялты в Югославию. Учился в городе Бела-Црква. Потом жил в Белграде. Учился в Государственной художественной школе и на философском факультете Белградского университета (ни один не закончил).
Специализировался на карикатуре, работал в русском сатирическом журнале «Бух!» и сербском «Стриженном еже». В комиксах сначала рисовал пародии на популярные тогда серии («Детектив Х-9»), но позже стал рисовать и более серьёзные работы, на основе югославского эпоса (напр. «Банович Страхинья»).

Спасибо за внимание!
Прочитайте во второй части о двух самых великих художниках: К. Кузнецов и Ю. Лобачёв.
Презентация на тему: Русские художники-комиксисты в Сербии

Рекомендуем посмотреть:

«Россия в школьных предметах» - проект по РКИ в основной школе в Сербии Игра викторина по русскому языку с ответами и презентацией, 5 класс Новые учебники РКИ для учеников ОШ в Сербии
Классный час на сплочение коллектива для учащихся 6 класса | Русские художники-комиксисты в Сербии (часть 2, с презентацией)
Опубликовано: 13 дней назад (14 ноября 2021)
Просмотров: 225
Рубрика: Статьи
+4
Голосов: 4
Елена Борисовна Жданова # 16 ноября 2021 в 14:39 +2
Мира, вы как всегда на высоте, очень интересная подборка, многое мы не знали о наших земляках, живущих за границей. Ваши ученики открывают новые образовательные горизонты, в некоторых вопросах знают больше, чем наши дети. Спасибо за публикацию, возьму на заметку.
Мира Симеунович # 20 ноября 2021 в 17:04 +1
Здравствуйте, Елена Борисовна! Огромное спасибо Вам за внимание к моей работе! Я очень рада поделиться информацией о русских, которые жили и работали в Сербии! К сожалению, многим пришлось покинуть свою Родину. Но, к счастью, есть такие, которые жили в братской Сербии. Возможность узнать и написать о них - для меня всегда большое удовольствие! Благодарю Вас! Успехов Вам и всего наилучшего.
Валентина Петровна Чурепкина # 21 ноября 2021 в 06:58 +1
С удовольствием познакомилась с публикацией и проголосовала! + 3.
Ольга Станиславовна Средина # 22 ноября 2021 в 21:21 +1
Здравствуйте, Мира!
Познакомилась с Вашим материалом о русских художниках в Сербии, рисовавших комиксы,с большим интересом.
О тех, кто вольно или невольно оказался за границей после 1917 года, знала. Но только о самых известных: Шагал, Серебрякова, Билибин, Бенуа...
А тут столько судеб, столько новых для меня фамилий! Здорово, что их помнят, о них пишут.
ГОЛОС!