Великие имена России и Сербии (РКИ в гимназии)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Двенадцатой белградской гимназии», город Белград, Сербия.
Описание: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию работу, в фокусе которой обучение русской культуре сербских школьников. На представленном уроке применён культуроведческий метод обучения иностранному языку, как один из самых важных в современном обучении. Урок проведён с учениками четвёртого класса белградской гимназии (возраст 18 лет).
Назначение: работа назначается творческим педагогам любой специальности, любопытным учителям и ученикам. Может послужить идеей для творческой работы или исследовательской деятельности.
Цель: расширение знаний о великих людях России (и Сербии), которые внесли огромный вклад в духовное / культурное развитие народов
Задачи: расширять знания о близком русском народе; развивать познавательный интерес к русской культуре и языку; воспитывать уважение к народным связям двух славянских народов; развивать трудолюбие, креативность, исследовательские и творческие способности; закреплять истинные ценности, вложенные в древней истории.
Введение
Если вы человек, который любит свою работу, если вы посвящены требовательной педагогической работе, вы, наверное, имели возможность работать над вдохновительными темами, мотивирующими и вас, и учеников. Перед вами также появлялись «деликатные, сложные» классы, ребята, в работе с которыми встаёт множество вопросов, нелёгких и вызывающих моментов. В таких моментах вам приходилось применить все свои знания и умения, все творческие, воспитательные и другие ресурсы, чтобы мотивировать их, сделать учебный процесс более интересным, динамичным, необычным.
Чаще всего, всё-таки, перед вами были обыкновенные темы, обыкновенные уроки. И у вас, вероятно, появлялось желание дополнить такие темы, обогатить их, добавить что-нибудь новое, вдохновляющее, что привлекает внимание учеников, мотивирует их познавательную, исследовательскую деятельность, мотивирует их размышление и желание узнавать новое.
Программой изучения русского языка в средних школах и гимназиях (в них учатся подростки с 15–18 лет) предлагается, кроме лексико-грамматического, синтаксического содержания, обучение культуре русского народа. Кроме языковых знаний, школьники расширяют знания о самых разных аспектах жизни русского народа, имеют возможность заметить общие черты, связи и совпадения русского с сербским народом.
Прекрасная возможность заниматься именно совпадениями появилась перед нами в работе с текстом на тему «Имя России: Александр Невский». Казалось бы, что можно провести обыкновенный урок: прочитать текст, объяснить новые слова и выражения, поупражняться в выразительном чтении текста, ознакомиться с основными данными из жизни средневекового героя (нашим ученикам его имя не очень знакомо, знают только то, что русский народ уважает Александра Невского). Всё это, конечно, мы сделали на уроке, но сделали немного по-другому. Мы использовали возможность заглянуть в древнее средневековье – прошлое, которое нередко воспринимается как романтичное повествование об эпохе рыцарей, описанной в сказках и мифах.
Сначала мы ознакомились с текстом, который ученики (в виде подготовки к уроку) прочитали дома. Мы узнали, что речь идёт о мудром князе, который боролся против «Золотой орды» в 13 веке.
Затем мы с учениками поговорили об известных им исторических моментах в жизни русского народа. Они рассказали, что изучали Романовых, Октябрьскую революцию, Блокаду Ленинграда во Второй мировой войне, изучали Великую войну, читали Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, А. П. Чехова и других великих писателей. То, что считается национальным достоянием русского народа, им знакомо (люди, места, события…). Из того, что связывает наш с русским народом, ученики привели общие корни наших языков, православную веру, славянское происхождение наших народов.
Чтобы дополнить нашу тему урока,
один из учеников показал нам результат своей исследовательской работы – ему было задано найти интересные детали из жизни Александра Невского, исходно Александра Ярославича, который потом станет «благоверным князем» А. Невским. Из его презентации мы узнали, что князь был смелым витязем, который боролся за сохранение русского народа, мудрый глава, который приносил непростые решения в непростые времена. Именно поэтому он был канонизирован во время владения Ивана Васильевича. Мы тоже узнали, что ещё в 1938 году знаменитый режиссёр Сергей Эйзенштейн создал кинофильм о Битве на льду (1242), героем которого являлся именно А. Невский. Интересно, что музыку для этого фильма написал великий Сергей Прокофьев.
После интересной презентации ученики поговорили о других великих именах России, добавили писателей Ф. М. Достоевского, С. А. Есенина, но и учёных Д. И. Менделеева и П. П. Павлова (который является первым русским лауреатом Нобелевской премии).
Затем мы с учениками поговорили о великих русских, которые повлияли на жизнь в Сербии. Упомянули архитектора Н. П. Краснова, который (вместе с десяткой своих русских коллег) строил великолепные здания в Белграде, столице Сербии, в 20-х и 30-х гг. 20-го века. Ученики слышали и про русских художников комикса, которые приехали в Сербию на волне «белой» эмиграции. На уроке ученики ещё узнали о Самсоне Чернове, военном фотографе, который увековечил борьбу сербских воинов в течение Первой мировой войны. О нём писала конкурсную работу одна ученица нашей школы, работа завоевала первое место в конкурсе, а мы потом публиковали работу в электронном журнале секции русского языка «Умница». На этом уроке, посвящённом великим русским именам, мы прочитали это сочинение.
В следующей части урока мы сделали ещё одну важную параллель: стараясь найти личность сербской истории, которую могли бы связать с А. Невским (соответствующую его значению), мы вместе решили, что такой личностью может быть только Святой Савва (Сербский). Параллель состоит во времени их жизни, в важности обоих для духовного выживания своего народа. Похожи они, конечно, и тем, что оба святые. Одна ученица подготовила короткую презентацию о Святом Савве, чтобы напомнить о том, что русские знают и уважают этого сербского святителя. Не только уважают: в Кремле, в сердце Москвы и России, есть (даже) две иконы нашего святителя; в Подмосковье есть православный храм, посвящённый Святому Савве Сербском. Это были новые данные для гимназистов-выпускников. Ученица прочитала части доклада о Святом Савве в электронном журнале секции «Умница».
В конечной части урока, чтобы подкрепить новые знания о сербском святителе, мы с учениками посмотрели краткое видео, записанное на русском языке, назначенное русским детям. Запись нашли на русской ТВ «Персей».
В заключение можно подтвердить, что мы научили много нового: прикоснулись русской и сербской истории, расширяя знания о православной культурной жизни; использовали ИКТ, чтобы добиться новых знаний посредством исследовательской работы; читая награждённое сочинение мы представили креативный успех, для которого использованы знания культуры / совместной истории русских и сербов; мы совершенствовали функциональные знания учеников и их способность презентации результатов своей работы.
Каждый урок может стать вдохновением для креативного педагога и креативных учеников. Это в первую очередь касается обучения иностранным языкам, потому что, посредством иностранного языка мы можем войти в самые разные науки, в любой вид человеческой деятельности, в далёкие уголки планеты, в древние, незнакомые времена. Вот какой мощный иностранный язык!
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта учителя РКИ: Внеклассные мероприятия и способы мотивации учеников
Конспект урока русского языка в 6 классе «Северная Венеция» с презентацией
Игра на уроке РКИ с презентацией, 7-8 класс
Конспект урока РКИ в 8 классе с презентацией "Годовой круговорот" (из истории календаря)
Похожие статьи:
Меч Александра Невского