Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Из опыта работы учителя музыка. Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию статью " Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности". Данная работа может быть интересна учителям музыки, музыкальным руководителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. В ней раскрыты актуальные вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения. Статья содержит примеры практической работы в данном направлении и рекомендации по работе с разновозрастной категорией обучающихся и их представителей.
Цель: привлечь внимание к проблемам патриотизма и региональной идентичности в современной школе
Задачи: раскрыть новые возможности воспитания в современной школе.
* * *
Современная российская система образования должна ориентироваться на формирование у учащихся высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Большое значение в этом смысле имеют патриотизм, гражданский долг, ответственность за судьбу Родины и готовность к её защите.

А система общего и дополнительного музыкального образования имеет широкие возможности воспитания у школьников гражданско-патриотических, нравственно-патриотических основ.

Убеждена, что приобщение к музыкальному искусству послужит фундаментом для развития и воспитания чувства патриотизма учащихся только тогда, когда эта работа осуществляется по четко выстроенной методике, включает в себя интересный и познавательный материал, различные формы и методы работы, опирается на индивидуальные и возрастные особенности детей.

Выстроенная линия музыкального образования в общеобразовательной школе отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта образования:
• осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечивается духовно-нравственное развитие учащихся;
• формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки. Я работаю по программе Е.Критской. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Мы разучиваем песни А.Пахмутовой, Ю.Чичкова, Ю.Антонова, Е.Крылатова, Г.Струве, М Блантера и т.д.. Я также уделяю большое внимание песням ульяновских авторов, в частности Е.Нюкало («Мама», «Перволклассник», «Черепашонок», «Моя бабушка», «Все нужны друг другу" и т.д.), С.Лямина(«Град-Симбирск»). Кроме того, ребята слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из опер русских композиторов о истории земли русской.

Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. В программу включены р.н.п., в том числе ульяновского края (например, "Про Стеньку", На горе-то..", "Рекрутские ", "Добрынюшка" и т.д.)

На мой взгляд, невозможно воспитать активную жизненную позицию у современного человека, дать ему высокие ориентиры в жизни без опоры на народное наследие, в частности, музыку. Именно на уроках художественно-эстетического цикла через произведения искусства раскрываются богатство и красота родной природы. Основой таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду является способность эмоционально-чувственного восприятия и понимания музыкальных произведений. С целью формирования региональной идентичности обучающихся в современных социокультурных условиях, на уроках музыки происходит знакомство с музыкальными традициями родного края, народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья.

Опыт работы в школе показывает, что деятельность по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа , стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства (например, ребята знакомятся с творческими коллективами нашего города: "Академик- бенд", духовой оркестр "Держава", УГОРНИ, Ансамблем "Русская душа", УГАСО и т.д.), учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, олимпиадах по музыке.( Впервые Ульяновским Домом Музыки при содействии Правительства Ульяновской области, министерства искусства и культурной политики и Министерства образования и науки ульяновской области был создан музыкально- образовательный проект "Поколению будущего" , целью которого было развитие духовно-нравственных, патриотических и эстетических чувств детей ).

Патриотическое воспитание школьников продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники “Славные сыны Отечества”, спортивно-познавательная игра “Зарница”, конкурс военно-патриотической песни и многие другие. В этих мероприятиях я принимаю участие не только как учитель музыки, разучивая военные песни, но и как классный руководитель. В рамках месячника военно-патриотического воспитания проводится также конкурс чтецов "Отчизны верные сыны". Проводится в школе фестиваль национальных культур “Венок дружбы". Для конкурса мы разучиваем песни на различных языках проживающего на территории населения, причём исполняют их и русские, и чуваши, и татары.

Являясь классным руководителем, я также уделяю большое внимание патриотическому воспитанию. Невозможно привить любовь к родине, не зная своего родного края, поэтому городские экскурсии обязательно входят в план моей работы (посещение архитектурного комплекса "Засечная черта", Музея градостроительства, школьного музея "Галерея славных предков", Городского дендрапарка, Чёрного озера, Палентоологического музея и памятников боевой славы с. Ундоры и т. д.).

В городе проводятся различные музыкальные конкурсы, призванные прививать детям любовь к родному краю, его природе. В частности, городской фестивале экологической песни "Зелёный дом- моя планета", созданный для привлечения внимания учащихся к вопросам охраны природы, где мы занимаем первые места в номинации песня- призыв(«Просьба" А.Пахмутовой и "Берегите землю")

Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. В школе создан хоровой коллектив «Планета детства», объединяющий более 80 учащихся. Это младший хор 2-3 классов и старший хор 4-5 классов. Работа с хором ведется на дополнительных занятиях по программе "Музыкальная палитра». Музыкальный репертуар хора широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает в себя песни военных лет (не раз выступали ребята с полюбившейся песней "Поклонимся великим тем годам" А.Пахмутовой ) также патриотические песни современных композиторов(например «Я-Гражданин", "Гимн России"), песни воспитывающие уважение к семье, материнству(наша первая песня ,с которой началась концертная деятельность хора- "Детство начинается с маминой улыбки", "Здравствуйте , мамы", "Наши мамы самые красивые"и т.д., )к школе, как второму дому, к учителям (С удовольствием исполняют дети песни " С днём учителя милые дамы", "Спасибо, учителя", "Школьная страна" и т.д.)

Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения: воспитанники хора участвуют в различных концертных программах, городских конкурсах и фестивалях, таких как "Юные таланты Ульяновска", "Симбирский олимп"... Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Ещё один вид внеурочной деятельности- детский музыкальный театр, который ведётся по программе Е.Х.Афанасенко, С.А.Клюнеевой. Свою первую сценку "Три Мамы" и спектакль мы показали в школе на День Матери, он назывался "Мама"и основывался на сценарии детского мюзикла Юрия Энтина и Василика Истрате. С этим спектаклем мы выступали на городском фестивале театральных коллективов "Симбирск театральный. Театр глазами детей", где стали победителями в номинации "Лучшее художественное оформление спектакля" и в III городском конкурсе актёрского мастерства "Золотая маска" и завоевали почетное 3 место в номинации "Мюзикл".

Следующей нашей работой стал детский мюзикл "Лесная сказка о дружбе" Л.Раздобариной, в котором ребята рассказали о главных человеческих ценностях: дружбе, взаимовыручке, любви ко всему живому на земле. С этим спектаклем мы выступали на конкурсе домашних семейных театров "Май пришел- пора мечтать", проводимом музеем- заповедником "Родина В.И. Ленина" и стали победителями в номинации "Дружный коллектив". Одна из последних наших работ "На привале у костра" была приурочена к празднованию юбилея Победы в ВОВ. На IV городском конкурсе актерского мастерства "Золотая маска" театральный коллектив занял почётное 2 место, а также стал участником III этапа городского литературного марафона "Памяти нашей дороги", посвященного 70-летию Великой Победы, проводимого центральными библиотеками, центром изучения краеведения и историко-мемориальным центром-музеем И.А.Гончарова.

Делая выводы, следует отметить что деятельность, проводимая на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна в плане гражданско-патриотического воспитания. Приобретенные на занятиях основы служат фундаментом для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Как сделать учёбу в школе интересной
Опубликовано: 241 день назад (25 января 2021)
Просмотров: 325
Рубрика: педагогика
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!